mbla: (Default)
[personal profile] mbla
Вчера под самый занавес (в воскресенье она закрывается) мы с Бегемотом сходили на выставку «Ходлер, Мунк и Моне» – современники.

Совсем маленькая выставка. Несколько залов в «Мармотане», – мы ледяным вечером с ледком на лужах бежали туда от метро по краю Булонского леса, и Мармотанские окна приветственно светились за деревьями, относя куда-то к Прусту, в кокон формального благополучия, в котором подросток читает «поездов расписанье», представляя себе собор в Комбре.

В одном зале – снег, в другом – вода. В третьем полыхает у всех троих жёлто-рыжее осеннее.

Ну что сказать?

Наверно, – я рядом с Моне вообще-то никого не могу смотреть...

***
У Ходлера мне понравился один пейзаж – с озером, а горки его, значительная часть в японском духе, меня не задели – показались меньше живых горок, незначительней.

Мунк – хороший, конечно, художник, и конечно его дорога между деревьями, и две головы – тревожит, затягивает шагать и шагать, и его голые деревья, где ветки стремятся зимой свернуться ежиными шарами, – утаскивают в свой ритм. Но тем не менее, кажется он мне плоским, безвоздушным, двумерным. И цвет придушенный.

А Моне – это не первая выставка, на которой я не могла смотреть ещё кого-нибудь, потому что – Моне.
Наверно, с тех пор, как мы с Ишмаэлем сходили на его огромную выставку в Большом Дворце, – я отчётливо знаю – не просто любимый, а приблизился к тому, что кажется мне из самого важного, – к смыслу через пейзаж, к приятию мира, к бессмертию – через пейзаж.

Для меня на этой выставке главное – две снежных работы – одна здешняя Мармотанская, к ней всегда можно зайти в гости, а вторая – из Цюриха.

На первой – поезд, паровоз у заснеженной платформы. И два его огромных глаза глядят через туман. И люди на платформе, такие маленькие рядом с огромным локомотивом. И дым из трубы, и топорщатся голые деревья, – и мои зимы в этом пейзаже, и покой, и тревога, и детское предощущение жизни, и печаль о будущих потерях, и одиночество.

А вторая – два домика на снежном поле. В «снежном» зале несколько работ с этими домиками, на одной – домики на розовом светящемся закате. Но меня не она пронзила. А та, где нет света. Где белое чуть вздыбленное покрывалом поле переходит в белое небо.

От обеих этих картин – щастье, то, что с подступающими слезами, то, что отбрасывает повседневную возню и проблемы, – и вдруг меряешься с вечностью, вставляешь и себя в неё...

Глядя на Моне, я всегда думаю, – ведь все судорожные попытки фотографировать – они обречены – гонишься, гонишься за смыслом, за одушевлённостью. А у Моне живы домики под снегом, и белое поле дышит незаметно бугрясь, и паровоз глядит глазищами, и серый дым из его трубы, и это я, я там, на платформе – уезжаю, встречаю?

54670_1



Monet-le-Train-dans-la-neige

Date: 2017-01-20 11:52 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Ну почему в интернете нет репродукций с верным цветом?
Снег у Моне белее. Белый он. Если какие оттенки есть, то всё равно белый. А тут - нет.
Паровоз у Моне светит огнями в дымке. Они приглушены. Нет этого грубого багрового пятна. И вообще темнее, дымчатее.
Ведь вроде сейчас-то должно быть нетрудно делать верно? Цвет определяется автоматически, всё калибруется... Но смотришь на репродукции, и они все разные, одной и той же картины...

Date: 2017-01-21 12:08 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
увы!

Date: 2017-01-21 09:16 am (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
А я сижу, и завидую, завидую - люди Моне в оригинале видели!

Date: 2017-01-22 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Ох, понимаю... Я выросла в Ленинграде, теперь вот Париж...

Date: 2017-01-21 12:49 am (UTC)
From: [identity profile] lemaet.livejournal.com
Никакие репродукции не дают этого: здесь, сейчас, с тобой. Это и есть то качество Моне, которое я впервые увидела у вас, тогда.
Оно , как ни странно, и у Утрилло. Да и у Сезанна, иначе, конечно, и у Ван- Гога- ещё иначе.
Прям отличие , определяющее действительно великих.
Это как на первом, итальянском, этаже в Лувре. Где я сдохла, пройдя километр живописи, и ушла. Считай, навеки, так и не посмотрев Шардена на втором этаже.
Тогда , волоча ноги мимо итальянцев, я усвоила: если портрет мягко плавает в воздухе, значит, художник из самого первого ряда.

Date: 2017-01-22 06:55 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Вот точно! Именно это присутствие - здесь и сейчас. Отличное определение великих...

Date: 2017-01-21 09:19 pm (UTC)
From: [identity profile] buroba.livejournal.com
Mуник не из моих любимых, а Моне снежный есть и у нас, в Clark музее. Я тоже очень удивилась и не могла оторваться. Возможно, что и копия.

Date: 2017-01-22 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Может, и настоящий, не так его мало настоящего...

Date: 2017-01-22 05:35 pm (UTC)
From: [identity profile] mrka.livejournal.com
Обожаю этот паровоз

Date: 2017-01-22 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
угугугу, просто вот...

Date: 2017-01-23 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_m_u_/
Ты права, не согласуются эти художники.
Ходлера я, к стыду своему, и вовсе впервые узнала. А Моне - любимое.

Date: 2017-01-24 11:30 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Ну, Ходлера я тоже, прям скажем, очень недавно узнала :-))))

August 2017

S M T W T F S
   1 23 4 5
6 7 89 10 11 12
1314 1516 17 18 19
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Aug. 20th, 2017 05:32 pm
Powered by Dreamwidth Studios