mbla: (Default)
Helen Kassel ([personal profile] mbla) wrote2005-02-20 02:27 pm
Entry tags:

примиряющее с жизнью...

Мы вчера были в гостях у нашей приятельницы Наташи, которой на прошлой неделе исполнилось 92 года.
Я о ней как-то раз уже рассказывала. Вот тут .

Язык не поворачивается Наташу назвать старухой. Даже уважительно или любовно не могу - мудрой старухой, к примеру, или крепкой старухой. Нет. Просто не старуха, и всё тут. Очаровательная женщина. Иначе не скажешь.


Каждый раз у неё в гостях мы страшно обжираемся - она устраивает французско-русский обед. Сначала, как водится, всякие аперитивы, а за ними обязательно суп - вчера вот натуральный украинский мясной борщ со сметаной сварила и очень жалела, что не собралась спечь пирожков. А после борща утка под апельсиновым соусом или гуляш - кому что нравится. А потом зелёный салат, а к чаю французский яблочный пирог tarte tatin. А потом уже и встать не можешь.

Недавно дочка подарила Наташе компьютер, но не показала ещё, как пользоваться вордом. Так что пишет она ручкой - машинка ей не нравится. Так вот ручкой и мемуары написала, а дочка, работающая в издательстве Gallimard, издала маленьким тиражом.

Шахматные программы на компьютере дочка показала.

Наташа говорит, что старается не играть слишком много, а то так можно и целый день просидеть, а это всё-таки неправильная трата времени.

Недавно собиралась на турнир под La Rochelle, но не поехала, потому что все её шахматные знакомые поехали в это время на турнир в Германию, а она зимой в Германию как-то не решилась. Не очень хорошо себя чувствовала, - холодно, не хотелось далеко ехать.

Почему-то в разговоре вчера вспомнила Цветаеву - как она на руский бал, на котором все дамы были в бальных платьях, пришла в какой-то идиотской шляпке и с хозяйственной сумкой. А в сумку собирала еду - всего понемножку - кулебяку, салат в мешочек...

Потом стала говорить, как любит цветаевскую прозу, потом перескочили на книжки, читанные в детстве, про то, как их взрослыми перечитывать...

Всю-то жизнь наташины подруги юности смотрели на неё отчасти сверху вниз - она не получила толком образования - вышла замуж за не очень образованного человека, жила с ним в Африке, потом в Бретани - там преподавала в школе русский. Подругам казалось, что они преуспели больше. Одна вот стала довольно знаменитой журналисткой и писательницей - Helene Parmelin.

В 60-ые Наташа стала ездить с учениками в Россию. Как-то в Москве на Гоголевском бульваре подсела к мужикам в шахматы поиграть - всех разбила в пух и прах. У неё, само собой, после этого спросили, откуда она такая взялась. На слова "из Парижа", мужики, конечно, отпали.

Вчера вдруг улыбнулась и сказала, что у неё есть собственная теория бессмертия - а вдруг наш мозг только приёмник, и он связан с особым передающим лучом, работает от луча, а когда мы умираем, может быть, луч немножечко остаётся. Посмотрела победительно и говорит - "но ведь нельзя же доказать, что точно не так".

Мой папа, которому пять дней назад исполнилось 79, говорит, что мечтать о том, чтоб быть в 90, как Наташа, - это всё равно что мечтать прыгать в высоту, как какой-нибудь чемпион...

Папа работает в двух переводческих бюро, говорит, что работы столько, что не всегда может себе позволить книжку почитать. Времени не хватает.

Я очень надеюсь, что и у него получится...

А дед одной моей знакомой - французский крестьянин - умер в 90 с чем-то от воспаления лёгких, которое подхватил починяя крышу.

[identity profile] mrka.livejournal.com 2005-02-20 02:20 pm (UTC)(link)
Спасибо. Времени нет сейчас прочитать подробно, но все равно спасибо.

[identity profile] bgmt.livejournal.com 2005-02-20 02:42 pm (UTC)(link)
Ну про луч ты как-то написала так, что получается как раз бред старухи. Она ясно сказала, что думает, что мозг - просто приёмник (она не знала русского слова и сказала récepteur), именно поэтому "луч", потому что есть передатчик. Это, конечно, farfetched, но не опровергнешь. Именно поэтому "луч остается".

Мы так обожрались, что у машины на обратном пути полетело сцепление. Еле доехали.

[identity profile] mbla.livejournal.com 2005-02-20 02:44 pm (UTC)(link)
Врёшь - не получается бред старухи, получаются фантазии немножко взбалмошной женщины... совсем ты не понял.

[identity profile] mbla.livejournal.com 2005-02-20 02:47 pm (UTC)(link)
Добавила про приёмник на случай непонятливости. Это не бред, а поэтическая фантазия. Вот это что.

(no subject)

[identity profile] cambala.livejournal.com - 2005-02-20 15:08 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mbla.livejournal.com - 2005-02-20 15:23 (UTC) - Expand

[identity profile] kot-ivanovich.livejournal.com 2005-02-20 03:49 pm (UTC)(link)
:)) Сказать в качестве комментария совсем нечего -- просто прочел и улыбнулся. А потом подумал -- это ведь правильно, чтобы автор записи узнавал, что вот кто-то прочел и улыбнулся...

[identity profile] mbla.livejournal.com 2005-02-20 07:03 pm (UTC)(link)
Спасибо :-) я так всегда делаю.

(no subject)

[identity profile] mbla.livejournal.com - 2005-02-20 19:12 (UTC) - Expand

[identity profile] crivelli.livejournal.com 2005-02-20 03:51 pm (UTC)(link)
Очень люблю такие истории. У нас была знакомая, в 96 лет эмигрировавшая во Францию и скончавшаяся в 102 года в Париже (в полном рассудке). Только ностальгией мучилась. Она бы и не эмигрировала никогда, если бы их дом не поставили на капремонт, а так, она уж решила, что если всё равно переезжать, то можно и в Париж.

[identity profile] liber-polly.livejournal.com 2005-02-20 06:12 pm (UTC)(link)
и такие истории я люблю. У меня бабушке 92 года, 93-й. Она еще паспорт теряла, с молодым мужем-то, перед войной, поэтому возраст приблизительный. Она губы красит, у нее волосы темно-коричневые, не крашеные. Она выписывает местную газету и собирается сажать в этом году помидоры и огурцы на садовом участке - как всегда...

(no subject)

[identity profile] mbla.livejournal.com - 2005-02-20 19:16 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] liber-polly.livejournal.com - 2005-02-20 19:28 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] crivelli.livejournal.com - 2005-02-20 19:46 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] liber-polly.livejournal.com - 2005-02-20 19:51 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] crivelli.livejournal.com - 2005-02-20 20:11 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mbla.livejournal.com - 2005-02-20 22:46 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] crivelli.livejournal.com - 2005-02-20 23:07 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mbla.livejournal.com - 2005-02-20 23:15 (UTC) - Expand

[identity profile] mbla.livejournal.com 2005-02-20 07:10 pm (UTC)(link)
Впечатляет! :-)

[identity profile] krolik.livejournal.com 2005-02-20 04:24 pm (UTC)(link)
Мы будем молоды и хороши собой до 120.

А вот я бегемоту коммент написала тут об такой вот:

The original letter of invitation/accomodationcalled an ATTESTATION D’ACCUEIL, to be obtained by friend, correspondent or relative at the City Hall(Mairie) or Police station(Préfectures) in France .This document can be obtained free of charge by the person in France by showing proof of identity and
- 2 proofs of lodging (rental or sale contract and a phone or power bill)(+ 1 copy).


Без этого Валере, который хоть и перманентный резидент страны дяди Сэма, все равно официально российский граждан, хрен дадут визу. Смогешь ли ты или бегемот это сделать? Потому как мы билет уже заказали на 11 мая. Если б вы нам такую хрень сдеали, и послали б по почте, она б за неделю дошла. тут бы Валера и пошел в ваш благословенный консулат.

[identity profile] mbla.livejournal.com 2005-02-20 07:00 pm (UTC)(link)
Да, и в 120 умрём от несчастной любви.

Мы приглашений таких знаешь, сколько в год делаем - не считала. Все люди из России по ним приезжают.
Данные нужно: имя, адрес, место рождения, год рождения и номер паспорта.

Делают эти бумажки дней за 5 - за неделю. Выкупайте спокойно ваши билеты. Франция не отказывает в визах, по-моему, никогда.

(no subject)

[identity profile] liber-polly.livejournal.com - 2005-02-20 19:29 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mbla.livejournal.com - 2005-02-20 22:38 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] liber-polly.livejournal.com - 2005-02-21 03:50 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mbla.livejournal.com - 2005-02-21 10:53 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] liber-polly.livejournal.com - 2005-02-23 07:53 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mbla.livejournal.com - 2005-02-23 10:41 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] liber-polly.livejournal.com - 2005-02-24 04:21 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] krolik.livejournal.com - 2005-02-20 22:03 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] krolik.livejournal.com - 2005-02-20 22:28 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mbla.livejournal.com - 2005-02-20 22:50 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] krolik.livejournal.com - 2005-02-20 23:00 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mbla.livejournal.com - 2005-02-20 22:58 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] krolik.livejournal.com - 2005-02-20 23:01 (UTC) - Expand

[identity profile] ex-hohotush.livejournal.com 2005-02-20 06:19 pm (UTC)(link)
Супер! такие примеры восхищают, но мне то же кажется, что это как равнение на олимпийского чемпиона.

[identity profile] mbla.livejournal.com 2005-02-20 07:14 pm (UTC)(link)
Ну, так придётся равняться на олимпийских чемпионов. Что ж делать? :-)

(no subject)

[identity profile] mrka.livejournal.com - 2005-02-20 19:27 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mbla.livejournal.com - 2005-02-20 22:43 (UTC) - Expand

Очень трогательный пост.

[identity profile] behagen.livejournal.com 2005-02-20 09:21 pm (UTC)(link)
Так хочется не потерять ясности ума! В противном случае, жить так долго ни к чему.

Re: Очень трогательный пост.

[identity profile] mbla.livejournal.com 2005-02-20 10:52 pm (UTC)(link)
Конечно.

[identity profile] starushka-su.livejournal.com 2005-02-21 12:49 am (UTC)(link)
Как раз вчера у нас по ТВ показывали Зельдина (артиста), ему 90, он прекрасно выглядит,
играет "Человека из Ламанчи" и сам поет.
Но вообще в поколении моих бабушек-дедушек все переваливали за 90, а в поколении родителей мало кто дошел до 80. Но это, конечно в России. А знакомые француженки весьма почтенного возраста еще переживают бурные романы.
Спасибо вам за всегда добрую информацию, действительно примиряющую с жизнью. :)

[identity profile] mbla.livejournal.com 2005-02-21 04:13 pm (UTC)(link)
Да, есть замечательные примеры - Плисецкая, Моисеев...

Про бурные романы - всё правда. Французские небогатые старики имеют право раз в год съездить на 2 недели в поездку для пенсионеров от мэрии. Их возят по разным местам, водят на экскурсии, а по вечерам обед с вином и очень часто танцы.

[identity profile] origa.livejournal.com 2005-02-21 01:58 am (UTC)(link)
Зашла случайно, и сразу попала на такой прелестный рассказ! Дай Бог нам всем дожить да этих лет, и при этом наслаждаться жизнью! :-)

[identity profile] origa.livejournal.com 2005-02-21 02:02 am (UTC)(link)
Ой, сенрюшку-то забыла прицепить:

девяностая весна –
бабушкин роман
в самом разгаре


:-)

(no subject)

[identity profile] mbla.livejournal.com - 2005-02-21 16:09 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] origa.livejournal.com - 2005-02-21 16:27 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mbla.livejournal.com - 2005-02-21 20:38 (UTC) - Expand

[identity profile] ksl-aka-serg.livejournal.com 2005-02-21 07:59 am (UTC)(link)
Да уж... Было поколение. Моя бабушка умерла в 96 от инсульта. До последнего дня сохраняла полную ясность ума. За месяц до смерти сидели мы на кухне, и я высказал предположение, что, небось, она уже и не помнит 5 основных свойств логарифмов. Она ушла в комнату и через пять минут принесла листок исписанный каракулями. У нее были очень большие проблемы с руками, из-за очень больших нагрузок в экспедициях.
После ее смерти, разбирая ее бумаги я обнаружил тетрадки исписанные формулами. Там много чего было. Были сформулированы и доказаны некоторое теоремы. В частности, была доказана знаменитая теорема Колмогорова, причем, эдак лет на 15 раньше, чем это сделал Андрей Николаевич.

[identity profile] mbla.livejournal.com 2005-02-21 04:07 pm (UTC)(link)
ЗдОрово! А чем бабушка занималась?

(no subject)

[identity profile] mbla.livejournal.com - 2005-02-22 15:49 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mbla.livejournal.com - 2005-02-22 22:48 (UTC) - Expand

[identity profile] french-man.livejournal.com 2005-03-26 11:07 pm (UTC)(link)
Какую именно теорему? Интересно просто.

(no subject)

[identity profile] french-man.livejournal.com - 2005-03-27 21:01 (UTC) - Expand

[identity profile] sasmok.livejournal.com 2005-03-01 06:48 pm (UTC)(link)
замечательно! спасибо, что поделилась. удивительная Женщина!

[identity profile] mbla.livejournal.com 2005-03-07 09:34 am (UTC)(link)
можем познакомить :-)

(no subject)

[identity profile] sasmok.livejournal.com - 2005-03-13 22:21 (UTC) - Expand

[identity profile] ah-eta-nat.livejournal.com 2005-03-28 10:01 pm (UTC)(link)
очень горько читать про Цветаеву...не знаю, я если б уж сама не могла бы ей как-нибудь помочь в ее положении ( со всеми этими рассуждениями, что человек только сам может себе помочь)то, наверное бы, не стала бы по крайней мере рассказывать о ней подобные вещи, грустно...

[identity profile] mbla.livejournal.com 2005-03-29 09:57 am (UTC)(link)
Ну, смотрите - она ведь девочкой была - лет 16-ти и из совсем небогатой семьи.
А не помнить такого про Цветаеву как раз, по-моему, неправильно.
Ахматова - королева, за которую всегда кто-нибудь всё неприятное делал, и Цветаева, которой всё надо было - самой. Дешёвую квартиру снимать, рыбу на кухне жарить...
И истекающий злобной слюной Адамович, да и не он один.
По-моему, помнить надо.

(no subject)

[identity profile] ah-eta-nat.livejournal.com - 2005-03-29 11:52 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] mbla.livejournal.com - 2005-03-29 13:13 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ah-eta-nat.livejournal.com - 2005-03-29 16:42 (UTC) - Expand