mbla: (Default)
mbla ([personal profile] mbla) wrote2008-01-31 05:03 pm

(no subject)

Мне на Рождество Дед Мороз принёс из «Амазона» три DVD Брассенса. Мы потихоньку их смотрим и слушаем.

Сразу много не получается, очень он концентрированный.

Поёт, разговаривает. Совсем молодой. Постарше. Взгляд очень какой-то – слова не подберу – интимный. Без дистанции. Болтает с каким-нибудь журналистом и смотрит на него так, будто в сообщники берёт.

Иногда в зале поёт, чаще в комнате, или на улице. Виноградник. Голые деревья за стеклянным окном до полу. Парижская вечерняя улица с фонарями. Стойка бара.

...

Когда мама в 88-ом приехала впервые во Францию, мы её три недели возили – Бретань, –сначала Ламанш, потом Атлантика, Пуатье, Овернь, Ним, Ницца, оттуда в Альпы по дороге Наполеона.

Мама глядела во все глаза и приговаривала: «Есть же счастливые страны, и горы у них, и море».

Франция, конечно, ухватила исключительно лакомый и разнообразный кусок Европы. Однако, и в России есть и горы, и море. Только в России из-за размеров разнообразия не ухватить.

Говорят, что человек, едущий в поезде через Западно-Сибирскую низменность, просыпается и глядит поутру в окно на печально жующую корову посреди равнины, и вечером, засыпая, видит ту же самую корову.

А во Франции за день пейзаж за окном машины успевает поменяться много раз. Эта изменчивость на коротких расстояниях очень сильно определяет ощущение страны в целом. Охватность, охватимость человеком.

И Брассенс естественен и когда поёт « les copains d’abord » в порту в Sète, и в голом осеннем саду, и в парижском баре.

И ещё многовековая населённость людьми. Когда-то, году в 81-ом, на конференции в Бостоне «литература в изгнании» меня поразило выступление Синявского – об Европе. Там была коза в маленьком итальянском городке, привязанная на пустыре, под выцветшим коммунистическим плакатом, что-то жующая, и один из старейших университетов – Падуанский, и холмы Прованса. Их вечность и пронизанность историей.

Первое что поразило в Европе – врастание человека в пейзаж.

Когда я как-то привезла папу в ноябре в Дордонь, он, глядя на кривое полуоблетевшее дерево, на рощи грецких орехов, сказал, он он чувствует себя в картине кого-то из барбизонцев.

Слушая Брассенса, я про это вспомнила.

Французам легко – почти у каждого дедушка на винограднике. Грузинам тоже.

А в России куда трудней вязать узлы, чтоб связалось в общее – с горами, морями и реками, с профессором и дядей Васей из деревни. Пропасти, куда ни глянешь, пропасти...

[identity profile] olivia-pig.livejournal.com 2008-01-31 04:30 pm (UTC)(link)
Да, вы все очень верно написали... У меня муж всегда говорит, что надо Россию сравнивать со штатами, а не с Европой из-за размеров. Т.к. в штатах тоже едешь много часов и одно и тоже. Я Бостон люблю за то что и море и горы:)))
А у нас конечно из детства, ощущение Крыма как сказки или Геленджика - все под рукой и климат хороший. А все остальное пропасть... Вернее - какие-то куски, допустим, средняя полоса - какая красота вокруг Суздали, Владимира в хорошую погоду,а дальше пропасть... Или наш Карельский - вроде море, но без обещания жары и без гор:))И чем дальше, тем меньше народу, земли много, а не освоить. У меня еще такое ощущение, что европейцы осваивали землю с чувством прекрасного, а мы как потребители в основном, потому что "много", а потом кидаем. И приезжаем любоваться на чужую красоту:))

[identity profile] mbla.livejournal.com 2008-02-01 10:59 am (UTC)(link)
Да, конечно со Штатами. Кстати, одна из моих проблем в Штатах была - несращение человека с пейзажем. Замечательные пейзажи - сколько угодно, но только совсем не очеловеченные. Иными словами - отстутсвие веков за спиной. В России - пятнами что-то чувствуется, но даже в этих пятнах прекрасное в окружении груд мусора часто. Вкрапленное прекрасное.