Jan. 27th, 2024

mbla: (Default)
Эта книга оказалась мне очень родной. Пожалуй, утешительной, подтверждающей, что мой мир есть, что даже если «мы живём после нашей эры», нас таких немало, и эра может ещё и измениться. Даже если и не при моей жизни.

Филипп Лансон – журналист, писатель, сотрудничал с Шарли Эбдо и с Либерасьон. Левый в старом смысле этого слова, ничего общего не имеющим с woke и с культурой отмены.

Но я про книжку, не про политику. Он один из нескольких людей, которых в Шарли Эбдо «недострелили». Террористы решили, что он за мёртв, и ушли. Он был «всего лишь» ранен.

Собственно книга – практически дневник больничных и санаторных дней человека, который год провёл сначала в больнице, где в отделении пластической хирургии ему сумели заменить подбородок, нижнюю челюсть, фактически всю нижнюю половину лица… А потом в восстановительном санатории в «Инвалидах».

Странным образом эта книга у меня срифмовалась с «записками блокадного человека» Лидии Яковлевны Гинзбург. И там, и тут интеллектуальное и моральное выживание, в котором именно интеллектуальная внутренняя жизнь в помощь. Хотя, конечно, сравнение неправомерное – всё же тут речь идёт не о повседневной возможности умереть, а о восстановлении.

Он скрупулёзно пишет о том, какую в каких обстоятельствах слушает музыку, какие смотрит альбомы, что читает и перечитывает в операционном блоке перед очередной операцией. Бах и Пруст всё время возникают, как точки опоры. И тут же очень острые воспоминания о жизни, в которую неизвестно ли, состоится ли возвращение – жизни журналиста и писателя, репортёра из стран, объятых войнами и террором, дружившего с людьми из миров, где бывал коротко, или чаще долго, - книжка даёт ощущение, что существует в мире что-то вроде интернационала интеллигенции, благодаря которому мы не свалились в тартарары, и можно говорить о человечестве, как о производящем науку и культуру виде, а не только как о виде-потребителе.

Это книжка острого присматриванья к себе – включая работу над избавлением от страха.

Я читала её, как с другом разговаривала. Монолог, становящийся диалогом с читателем.

И несмотря на то, что она обрамлена терактами – Шарли Эбдо – начало, а конец – Лансону в Нью-Йорк, куда он отправился на какую-то конференцию, звонит друг, чтоб до СМИ сообщить ему о теракте в Батаклане, – книга мне кажется очень оптимистической в том смысле, что опоры, основы, связь времён – всё это не порушено, не утерян смысл.

December 2025

S M T W T F S
 123 456
78910 11 12 13
141516 171819 20
212223 242526 27
28 29 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 31st, 2025 01:26 pm
Powered by Dreamwidth Studios