Feb. 16th, 2025

mbla: (Default)
Брис Кутюрье – отличный журналист, довольно долго он вёл утреннюю передачу типа «о разном понемногу» на France Culture, и я её слушала по дороге на работу. Потом он её вести перестал, возможно, попросту ушёл на пенсию. Он стал появляться раз в неделю в вечерних пятничных дебатах на разные темы – их я тоже с удовольствием слушала, если получалось, что моё возвращение с работы совпадало с ними по времени. После ковида я, кажется, по радио на него больше не попадала, но время от времени читала его статьи. И, конечно же, купила книжку.

Автор – вполне типичный человек 68-года. Левый в пониманиии того времени. Понятно, что тогдашнее понимание левости противоположно сегодняшнему – радостное, оптимистичное, когда высшей ценностью и идеалом были свобода и универсальная личность. Естественно, гадких глупостей, типа симпатий к СССР и к Китаю хватало, но эти глупости были замешаны на наивном идиотизме, идеалы оставались.

Эти идеалы к восьмидесятым годам были по сути достигнуты в золотом миллиарде. Я уехала из СССР в 79-ом и думала, что я еду на дикий запад и готова платить отсутствием советской защищённости ( медицина в СССР была бесплатной, правда, достаточно поганой, образование бесплатным) за свободу, а оказалось, что я приехала ровно в то, что стоило бы называть социализмом, и он не только в Европе, но отчасти даже и в Америке. Никто не умирал на улице от отсутствия медицинской помощи, в Америке существовали стипендии на обучение, которые было реально получить. Ну, уж а Европа достигла того уровня социальной защиты, о котором в довоенное время самые отважные левые и мечтать не могли.

Казалось бы, добрый открытый чудесный мир – живи, да радуйся. А потом и СССР закончился – уродливо, но всё ж с надеждами, и всяко железный занавес обвалился.

Когда всё пошло не так? Почему? Какая роль в этом того, что новых идеалов не нашлось, и вместо того, чтоб стремиться к чему-то вне кокретно взятой человеческой жизни, идеалом стали безопасность и комфорт. И бесконечная любовь и внимание к себе любимому, к своим мельчайшим обидам и проблемам. И если обид нет, необходимо их отыскать. Ушла стойкость как достоинство, умение не сдаваться, ирония, умение посмеяться над собой...

Но возвращаясь к книжке... Это в некотором смысле очень подробный и интересный обзор социологической литературы, посвящённой woke, в основном литературы американской и английлиской, поскольку явление идёт из англо-саксонских стран и, к счастью, у нас только его слабое эхо, – и наши проявления woke вызывают вызывает скорей смех, чем страх, вроде тётеньки экофеминистки, которая решила повозмущаться обычаем устраивать барбекью за его мачизм.

***
У меня последние лет десять ощущение, что мы живём между двумя опасностями, которые можно сравнить с большевизмом и фашизмом. При этом обе эти опасности представлялись крайне фарсовыми. Это же вообще очень утешительно думать, что история повторяется всегда как фарс.
Книжка Кутюрье написана после первого срока Трампа, когда казалось, что американскую систему сдержек Трампу, ну, никак не сломать, и если он придёт опять, надо будет вытерпеть 4 года абсурда, но больших разрушений не будет.

И конечно же, про Трампа, про опасность того, что его выберут, Кутюрье пишет, и про то, что woke способствует приходу Трампа.

В книге много неизвестных мне фактов, а из рассуждений – очень любопытным мне показалось сравнение распространения woke среди молодёжи с тем, как в 80-ые годы среди молодёжи на Ближнем Востоке начал распространяться агрессивный ислам – не как иерархическое движение, а как расплвающееся пятно. Пишет об этом социологиня по происхождению из Палестины, профессор в Америке. Она же пишет о том, что мир сейчас стремится от универсализма перейти к племенной структуре.

И вот. За это время Россия из страны, идущей к фашизму, превратилась в фашистскую. Трамп пришёл, и что, мне кажется, ещё страшней, привёл Маска. В первый срок вокруг Трампа были какие-то политики, пусть очень неприятные, но всё ж не толпа полоумных.

И кажется, перестают работать американские сдержки. И плевать этой правящей толпе на конституцию и на суды.

И каждый день новое событие, новые слова, – и изумляешься, и думаешь, а есть ли дно. И поражаешься, что некоторые люди, которых считал вменяемыми, находят оправдания чему угодно. Бившиеся против цензуры, к примеру, ухитряются не замечать, что цензура ещё как есть – на другие ключевые слова. И помимо просто слов – на всё, связанное, например, с абортами. «Мы стоим за дело мира, мы готовимся к войне».

Нет, никого ещё не сажают просто так, кроме, конечно, просящих убежища, которые в тюрьме должны ждать решения своей судьбы, но, кто знает, что дальше-то будет. Я по природному оптимизму продолжаю считать, что фашизм трампового управления окажется фарсовым, но сращение с олигархами всё ж очень пугает.
И всё это происходит на фоне потирающего ручонки Путина (хорошо по телефону поговорили, может, Трамп, кстати, забыл, что во второй мировой войне не Россия сражалась, а СССР?). И, конечно, в голове прокручивается «а вдруг» – а вдруг на дворе 38-ой год, а не пародия на него?

Что до woke, то в соревновании пародийных большевиков и пародийных фашистов, довольно очевидным становится, что пародийных большевиков не выберут, а пародийного фашиста национал-олигарха выбрали. На выборах у условного гитлера больше шансов победить, чем у условного сталина. По крайней мере, пока что.

***
Комменты я снимаю – ну, потому что при моём воинственном по сути характере, я не люблю свар, особенно публичных, и особенно потому, что среди людей, имеющих ко мне отношение есть трампист и есть симпатизирующие woke. Ну, а для читающих по-французски хотелось отрекламировать книжку, и опять же обозначить свою позицию хотелось.

December 2025

S M T W T F S
 123 456
78910 11 12 13
141516 171819 20
212223 242526 27
28 29 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 31st, 2025 08:22 am
Powered by Dreamwidth Studios