Дмитрий Быков о Пастернаке
Nov. 23rd, 2006 04:35 pmПервое слово, которое приходит мне в голову в связи с этой книгой, слово, которое я в принципе не люблю за некую его неопределённость, эдакую отрицательность без конкретности, – пошлость.
Книга Быкова не о творчестве Пастернака, хотя там есть и кое-какой разбор стихов, как мне кажется, поверхностный и полный очевидностей.
Книга – прежде всего биография.
И, честно говоря, я вообще задумалась о допустимости жанра.
Биография может превратиться в роман, где действуют живые люди, и мы будем читать, волнуясь и сопереживая. Таков «Лунин» Эйдельмана.
Но когда нет художественного осмысления биографии, очень велик риск превращения её в копанье в чужих постелях и чужом быте, в подглядыванье в замочную скважину.
Быков печатает выдержки из интимных писем, отнимая privacy (отсутствующее по-русски слово, но всё-таки не понятие!) не только у Пастернака, но и у людей, которые по тем или иным причинам попали в его орбиту.
Он цитирует письмо Евгении Пастернак, в котором она умоляет Пастернака не бросать их с Женёнком. Он сообщает, что после смерти старшего общего с Нейгаузом сына Зинаида Николаевна отказалась спать с Пастернаком. Он рассуждает о том, делала ли Ивинская от Пастернака аборт, подробно описывает симптомы её болезни...
Ему доподлинно известно, что Пастернак умер от рака лёгких, которым заболел в тот день, когда его потащили в ГБ после опубликования на Западе стихотворения «Нобелевская премия» – Быков точно знает, что скоротечные раки бывают только о нервным причинам.
Насколько я понимаю, З.Н. и Ивинская были в своих мемуарах исключительно откровенны, каждая из них яростно доказывала, что именно она и есть Лара из «Доктора Живаго». Так что часть сведений Быков почерпнул непосредственно от дам. Но ведь это дела не меняет.
И опять же – я вполне могу представить себе проникновение в книгу самых интимных деталей, если речь идёт о романе, в котором главное действующее лицо историческая личность. Правда, при условии, что роман талантлив!
Но Быков не пишет романа, его книга – описательная биография.
А собственно в чём смысл подобной книги?
Сейчас я читаю литературную биографию Бродского, написанную Лосевым, и тоже вышедшую в ЖЗЛ.
Эта книга противоположна быковской. Лосев проявляет предельную тактичность, и факты из жизни Бродского появляются в книге ровно в той мере, в какой они необходимы для более глубокого понимания стихов, для понимания корней и путей развития личности.
Вот тут я и начинаю думать, что осмысленны два типа книг о великих людях – литературная биография и биографический роман. Да, собственно, почему только о великих?
...................
Пастернак получился у Быкова удивительно неживым и при этом очень неприятным.
В жизни каждого из нас есть стыдное. В жизни Пастернака тоже было – и хуже нет, чем пытаться стыдное выдавать за единственно верное, даже и не оправданий искать, а просто рассуждать о том, что в логике личности только так человек и мог поступить.
Быков этим всё время занимается – и в отношениях Пастернака с Цветаевой, и в отношениях с Мандельштамом, и в отношениях с Ахматовой, и в отношениях с Ольгой Фрейденберг.
......................
Быков всячески подчёркивает религиозность Пастернака, при этом беззастенчиво передёргивает, утверждая, что природа у Пастернака – хаос, и этому хаотическому миропорядку противостоит миропорядок христианский, вообще забывая, что глубинная суть поэзии Пастернака связана с пантеизмом.
Классический пример из предисловия Синявского к Пастернаку в «библиотеке поэта»:
«Холодным утром солнце в дымке
Стоит столбом огня в дыму.
Я тоже, как на скверном снимке,
Совсем неотличим ему.»
Собственно, цитировать можно до бесконечности, особенно потому, что вообще большое наслаждение – цитировать Пастернака.
….
«Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.»
…
«Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?»
.........
Главным произведением Пастернака Быков считает «Живаго», трактуя его символически.
Я даже и готова согласится с таким толкованием, только всё же прямая даже не символика, а аллегория – Россия = Лара – это уж больно примитивно.
Мне «Живаго» всегда представлялся развёрнутым комментарием к стихам, по-моему, именно в этом качестве он чрезвычайно ценен.
Однако, представить Пастернака без романа можно, а вот без стихов – совершенно никак.
…………
Ещё до того, как я книжку Быкова, злясь, прочитала, я услышала, что огромное её достоинство в том, что Быков сделал Пастернака доступным широким массам, которые, дескать, раньше думали, что Пастернак заумный элитарный поэт, а оказалось, что вовсе нет.
Избави бог от такой доступности, обернувшейся профанацией!
Книга Быкова не о творчестве Пастернака, хотя там есть и кое-какой разбор стихов, как мне кажется, поверхностный и полный очевидностей.
Книга – прежде всего биография.
И, честно говоря, я вообще задумалась о допустимости жанра.
Биография может превратиться в роман, где действуют живые люди, и мы будем читать, волнуясь и сопереживая. Таков «Лунин» Эйдельмана.
Но когда нет художественного осмысления биографии, очень велик риск превращения её в копанье в чужих постелях и чужом быте, в подглядыванье в замочную скважину.
Быков печатает выдержки из интимных писем, отнимая privacy (отсутствующее по-русски слово, но всё-таки не понятие!) не только у Пастернака, но и у людей, которые по тем или иным причинам попали в его орбиту.
Он цитирует письмо Евгении Пастернак, в котором она умоляет Пастернака не бросать их с Женёнком. Он сообщает, что после смерти старшего общего с Нейгаузом сына Зинаида Николаевна отказалась спать с Пастернаком. Он рассуждает о том, делала ли Ивинская от Пастернака аборт, подробно описывает симптомы её болезни...
Ему доподлинно известно, что Пастернак умер от рака лёгких, которым заболел в тот день, когда его потащили в ГБ после опубликования на Западе стихотворения «Нобелевская премия» – Быков точно знает, что скоротечные раки бывают только о нервным причинам.
Насколько я понимаю, З.Н. и Ивинская были в своих мемуарах исключительно откровенны, каждая из них яростно доказывала, что именно она и есть Лара из «Доктора Живаго». Так что часть сведений Быков почерпнул непосредственно от дам. Но ведь это дела не меняет.
И опять же – я вполне могу представить себе проникновение в книгу самых интимных деталей, если речь идёт о романе, в котором главное действующее лицо историческая личность. Правда, при условии, что роман талантлив!
Но Быков не пишет романа, его книга – описательная биография.
А собственно в чём смысл подобной книги?
Сейчас я читаю литературную биографию Бродского, написанную Лосевым, и тоже вышедшую в ЖЗЛ.
Эта книга противоположна быковской. Лосев проявляет предельную тактичность, и факты из жизни Бродского появляются в книге ровно в той мере, в какой они необходимы для более глубокого понимания стихов, для понимания корней и путей развития личности.
Вот тут я и начинаю думать, что осмысленны два типа книг о великих людях – литературная биография и биографический роман. Да, собственно, почему только о великих?
...................
Пастернак получился у Быкова удивительно неживым и при этом очень неприятным.
В жизни каждого из нас есть стыдное. В жизни Пастернака тоже было – и хуже нет, чем пытаться стыдное выдавать за единственно верное, даже и не оправданий искать, а просто рассуждать о том, что в логике личности только так человек и мог поступить.
Быков этим всё время занимается – и в отношениях Пастернака с Цветаевой, и в отношениях с Мандельштамом, и в отношениях с Ахматовой, и в отношениях с Ольгой Фрейденберг.
......................
Быков всячески подчёркивает религиозность Пастернака, при этом беззастенчиво передёргивает, утверждая, что природа у Пастернака – хаос, и этому хаотическому миропорядку противостоит миропорядок христианский, вообще забывая, что глубинная суть поэзии Пастернака связана с пантеизмом.
Классический пример из предисловия Синявского к Пастернаку в «библиотеке поэта»:
«Холодным утром солнце в дымке
Стоит столбом огня в дыму.
Я тоже, как на скверном снимке,
Совсем неотличим ему.»
Собственно, цитировать можно до бесконечности, особенно потому, что вообще большое наслаждение – цитировать Пастернака.
….
«Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.»
…
«Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?»
.........
Главным произведением Пастернака Быков считает «Живаго», трактуя его символически.
Я даже и готова согласится с таким толкованием, только всё же прямая даже не символика, а аллегория – Россия = Лара – это уж больно примитивно.
Мне «Живаго» всегда представлялся развёрнутым комментарием к стихам, по-моему, именно в этом качестве он чрезвычайно ценен.
Однако, представить Пастернака без романа можно, а вот без стихов – совершенно никак.
…………
Ещё до того, как я книжку Быкова, злясь, прочитала, я услышала, что огромное её достоинство в том, что Быков сделал Пастернака доступным широким массам, которые, дескать, раньше думали, что Пастернак заумный элитарный поэт, а оказалось, что вовсе нет.
Избави бог от такой доступности, обернувшейся профанацией!
no subject
Date: 2006-11-23 03:45 pm (UTC), кстати, почему-то очень не хотелось, но, думаю, ладно, все о нем говорят и
вроде им даже нравится, а тут и тема мне интересная...если б прочитала Ваш
пост на неделю раньше, ни за что не купила бы, тем более она недешевая и что с ней теперь делать...сдам обратно в магазин, вроде я слышала такое практикуется, а они меня там любят
no subject
Date: 2006-11-23 04:16 pm (UTC)это теперь так модно у нас, Быков идет в ногу со временем :(
вспомнила очень старую историю, мы с дочкой прочитали о Пастернаке какую-то статью, автора не помню, и начали спорить, стоит ли всякие личные подробности знать всем... спорили долго, перемусоливая всяческие неблаговидные его поступки, на которых в этой статье было достаточно отведено места. Нужна ли эта правда, вернее так ли она нужна для чтения стихов, для понимания Пастернака, как поэта... В одним эпизоде рассказывалась, что Пастернак, при каких-то любовных разборках выпил йод, мы разбирали, как следует относиться к таким подробностям. Доразбирались до того, что сын (пятиклассник) глотнул йод. На все наши возмущенные вопли, он объяснил, что просто хотел попробовать...
no subject
Date: 2006-11-23 04:18 pm (UTC)Да, ты права, Быков в этой своей работе бесцеремонен до наглости.
И еще. Здорово ты написала, что "Живаго" - это комментарии к стихам Б.Л.
no subject
Date: 2006-11-23 04:20 pm (UTC)no subject
Date: 2006-11-23 04:28 pm (UTC)Сумбур вместо... ну дальше вы знаете
Date: 2006-11-23 04:37 pm (UTC)http://www.lenta.ru/articles/2006/11/22/bigbook/
находясь в мучительном разладе с собой. Казалось бы БЛП всю жизнь был моим самым любимым поэтом, его биографию надо бы читать взахлеб, тем более, что там масса неизвестного мне, стихов цитируется столько, что можно вынуть и составить полновесный сборник, фотографии, которые я не видела раньше, да и написано без стилистических и орфографических ошибок (что не часто встретишь в современной литературе) - а тошно!
Вы правы - не все, что можно, нужно. Читая, невозможно выкинуть из головы образ главного героя - автора (см. фото в ссылке), сочащийся самодовольством и вседозволеностью.
no subject
Date: 2006-11-23 04:52 pm (UTC)Но привелось вот в начале прошлого года быть на презентации нового издания писем Пастернака. Письма читал вслух его сын, письма, которые наверняка заставляли З.Н. ворочаться в гробу. А интеллигентные старушки радостно хихикали :(
no subject
Date: 2006-11-23 04:57 pm (UTC)no subject
Date: 2006-11-23 05:07 pm (UTC)я тоже злилась и нервничала читая и даже отложила в какой-то момент - не ложилось
все время стоял перед глазами не пастернак, а ухмыляющийся всезнай быков
и мне совершенно непонятна реакция многих вполне пристойных людей по поводу книги
no subject
Date: 2006-11-23 05:15 pm (UTC)Да и Пастернак не первый и не последний. Секретные дневники Толстого в сочетании с его произведениями представляют его лицемером лицемеров всех времен и народов. Я уж не говорю про подробности жизни Цветаевой, от которых вообще кровь леденеет.
Не знаю, что тут делать -- литературоведы горой стоят за право публики знать все детали.
НАСЛЕДНИК АСАДОВА, да ещё и измельчавший...
Date: 2006-11-23 05:31 pm (UTC)no subject
Date: 2006-11-23 05:32 pm (UTC)Re: НАСЛЕДНИК АСАДОВА, да ещё и измельчавший...
Date: 2006-11-23 05:36 pm (UTC)no subject
Date: 2006-11-23 05:40 pm (UTC)В общем, мне кажется, каждый человек, представляющий хоть какой-то интерес для публики и литературоведов (а может, и любой человек), должен озаботиться об этих проблемах сам или эксплицитно поручить кому-нибудь ОЧЕНЬ надежному уничтожить то, что он(а) хочет уничтожить. Потому что без эксплицитного жесткого поручения уничтожать бумаги покойного невозможно (вот у меня квартира в Питере полна частных писем и дневников моих покойных родственников за несколько поколений -- их эмоционально невозможно уничтожить). А если не уничтожено, то рано или поздно достанется публике. Из-за этого я сама склонна беспощадно уничтожать все частные письменные следы своей жизни, чтобы не ставить сына в такое же безвыходное положение.
no subject
Date: 2006-11-23 05:46 pm (UTC)Скажу лишь, что воспринимал я ее именно как роман, а не биографию. И может быть согласился бы про "подглядывание в замочную скважину" - т.е. так оно почти и есть - если б не видел в этой книге огромную любовь Быкова к стихам и, я бы сказал, верность поэзии вообще. Да, там много где передергивает и с многим я не согласен, но эта книга поэта о поэте (а потому куда ж деваться от передергиваний), и этим, в частности, она замечательна. Собственно, да, наверное, в этом и дело: я вижу, что книга написана с огромной любовью, поэтому она мне нравится не смотря на многое.
no subject
Date: 2006-11-23 05:50 pm (UTC)no subject
Date: 2006-11-23 05:53 pm (UTC)no subject
Date: 2006-11-23 06:03 pm (UTC)no subject
Date: 2006-11-23 06:07 pm (UTC)одно дело -- собрание писем [сама я переписок не читаю]; другое дело -- сознательное привлечение внимания аудитории к отдельным деталям, значимым с его, быковской, точки зрения.
Толстого не хочу защищать, ибо нелюбим; но компартментализация жизни и творчества -- литература-то ведь художественная -- существует и имеет право быть
no subject
Date: 2006-11-23 06:10 pm (UTC)no subject
Date: 2006-11-23 06:16 pm (UTC)no subject
Date: 2006-11-23 06:20 pm (UTC)А аудитория, мне кажется, вообще не по этому признаку судит, чего она хочет. Былин она, во всяком случае, хочет тоже.
no subject
Date: 2006-11-23 06:28 pm (UTC)no subject
Date: 2006-11-23 06:33 pm (UTC)(И еще увидев про Асадова). Я не читал Асадова, но Быков скорее наследник Честертона...
no subject
Date: 2006-11-23 06:40 pm (UTC)