mbla: (Default)
[personal profile] mbla
Первое слово, которое приходит мне в голову в связи с этой книгой, слово, которое я в принципе не люблю за некую его неопределённость, эдакую отрицательность без конкретности, – пошлость.

Книга Быкова не о творчестве Пастернака, хотя там есть и кое-какой разбор стихов, как мне кажется, поверхностный и полный очевидностей.

Книга – прежде всего биография.

И, честно говоря, я вообще задумалась о допустимости жанра.

Биография может превратиться в роман, где действуют живые люди, и мы будем читать, волнуясь и сопереживая. Таков «Лунин» Эйдельмана.

Но когда нет художественного осмысления биографии, очень велик риск превращения её в копанье в чужих постелях и чужом быте, в подглядыванье в замочную скважину.

Быков печатает выдержки из интимных писем, отнимая privacy (отсутствующее по-русски слово, но всё-таки не понятие!) не только у Пастернака, но и у людей, которые по тем или иным причинам попали в его орбиту.

Он цитирует письмо Евгении Пастернак, в котором она умоляет Пастернака не бросать их с Женёнком. Он сообщает, что после смерти старшего общего с Нейгаузом сына Зинаида Николаевна отказалась спать с Пастернаком. Он рассуждает о том, делала ли Ивинская от Пастернака аборт, подробно описывает симптомы её болезни...

Ему доподлинно известно, что Пастернак умер от рака лёгких, которым заболел в тот день, когда его потащили в ГБ после опубликования на Западе стихотворения «Нобелевская премия» – Быков точно знает, что скоротечные раки бывают только о нервным причинам.

Насколько я понимаю, З.Н. и Ивинская были в своих мемуарах исключительно откровенны, каждая из них яростно доказывала, что именно она и есть Лара из «Доктора Живаго». Так что часть сведений Быков почерпнул непосредственно от дам. Но ведь это дела не меняет.

И опять же – я вполне могу представить себе проникновение в книгу самых интимных деталей, если речь идёт о романе, в котором главное действующее лицо историческая личность. Правда, при условии, что роман талантлив!

Но Быков не пишет романа, его книга – описательная биография.

А собственно в чём смысл подобной книги?

Сейчас я читаю литературную биографию Бродского, написанную Лосевым, и тоже вышедшую в ЖЗЛ.

Эта книга противоположна быковской. Лосев проявляет предельную тактичность, и факты из жизни Бродского появляются в книге ровно в той мере, в какой они необходимы для более глубокого понимания стихов, для понимания корней и путей развития личности.

Вот тут я и начинаю думать, что осмысленны два типа книг о великих людях – литературная биография и биографический роман. Да, собственно, почему только о великих?


...................

Пастернак получился у Быкова удивительно неживым и при этом очень неприятным.

В жизни каждого из нас есть стыдное. В жизни Пастернака тоже было – и хуже нет, чем пытаться стыдное выдавать за единственно верное, даже и не оправданий искать, а просто рассуждать о том, что в логике личности только так человек и мог поступить.

Быков этим всё время занимается – и в отношениях Пастернака с Цветаевой, и в отношениях с Мандельштамом, и в отношениях с Ахматовой, и в отношениях с Ольгой Фрейденберг.

......................

Быков всячески подчёркивает религиозность Пастернака, при этом беззастенчиво передёргивает, утверждая, что природа у Пастернака – хаос, и этому хаотическому миропорядку противостоит миропорядок христианский, вообще забывая, что глубинная суть поэзии Пастернака связана с пантеизмом.

Классический пример из предисловия Синявского к Пастернаку в «библиотеке поэта»:
«Холодным утром солнце в дымке
Стоит столбом огня в дыму.
Я тоже, как на скверном снимке,
Совсем неотличим ему.»

Собственно, цитировать можно до бесконечности, особенно потому, что вообще большое наслаждение – цитировать Пастернака.
….

«Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.»



«Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?»

.........

Главным произведением Пастернака Быков считает «Живаго», трактуя его символически.

Я даже и готова согласится с таким толкованием, только всё же прямая даже не символика, а аллегория – Россия = Лара – это уж больно примитивно.

Мне «Живаго» всегда представлялся развёрнутым комментарием к стихам, по-моему, именно в этом качестве он чрезвычайно ценен.

Однако, представить Пастернака без романа можно, а вот без стихов – совершенно никак.

…………
Ещё до того, как я книжку Быкова, злясь, прочитала, я услышала, что огромное её достоинство в том, что Быков сделал Пастернака доступным широким массам, которые, дескать, раньше думали, что Пастернак заумный элитарный поэт, а оказалось, что вовсе нет.

Избави бог от такой доступности, обернувшейся профанацией!

Date: 2006-11-23 03:45 pm (UTC)
From: [identity profile] ah-eta-nat.livejournal.com
спасибо за рецензию...я как раз купила на днях и Лосева, и Быкова, последнего
, кстати, почему-то очень не хотелось, но, думаю, ладно, все о нем говорят и
вроде им даже нравится, а тут и тема мне интересная...если б прочитала Ваш
пост на неделю раньше, ни за что не купила бы, тем более она недешевая и что с ней теперь делать...сдам обратно в магазин, вроде я слышала такое практикуется, а они меня там любят

Date: 2006-11-24 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Не за что. Я, честно говоря, уже давно прочитала, но как-то всё было не собраться написать. :-)

Date: 2006-11-23 04:16 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/tomk_/
во всем с Вами согласна )))
это теперь так модно у нас, Быков идет в ногу со временем :(
вспомнила очень старую историю, мы с дочкой прочитали о Пастернаке какую-то статью, автора не помню, и начали спорить, стоит ли всякие личные подробности знать всем... спорили долго, перемусоливая всяческие неблаговидные его поступки, на которых в этой статье было достаточно отведено места. Нужна ли эта правда, вернее так ли она нужна для чтения стихов, для понимания Пастернака, как поэта... В одним эпизоде рассказывалась, что Пастернак, при каких-то любовных разборках выпил йод, мы разбирали, как следует относиться к таким подробностям. Доразбирались до того, что сын (пятиклассник) глотнул йод. На все наши возмущенные вопли, он объяснил, что просто хотел попробовать...

Date: 2006-11-24 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Да, история про йод у Быкова фигурирует - во всех подробностях.

Я уже поняла, что это сейчас распространено - а что, про актёров можно, а про писателей нельзя?!

(no subject)

From: [identity profile] http://users.livejournal.com/tomk_/ - Date: 2006-11-24 03:38 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-11-23 04:18 pm (UTC)
From: [identity profile] albir.livejournal.com
Вот видишь, а ты, оказывается терпеливей меня. Я люблю книжки Быкова, но эту прочесть не смог и не захотел. Стоит, прочитанная наполовину или даже меньше.
Да, ты права, Быков в этой своей работе бесцеремонен до наглости.
И еще. Здорово ты написала, что "Живаго" - это комментарии к стихам Б.Л.

Date: 2006-11-23 06:03 pm (UTC)
From: [identity profile] shumilka2.livejournal.com
Ты так и не дочитал до сих пор!)) А я полистала, но так и не смогла, вернее, не захотела преодолевать неприятие внутреннее. Очень уж Пастернака люблю! Совестно перед ним за Быкова... Хотя родной сын Б.Л. прилюдно зачитывал папины личные письма - и ни в одном глазу!((

(no subject)

From: [identity profile] albir.livejournal.com - Date: 2006-11-23 07:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-24 10:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shumilka2.livejournal.com - Date: 2006-11-24 11:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-24 11:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com - Date: 2006-11-24 12:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-11-24 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Я Быкова не читала ничего, кроме этой книги и стихов. Стихи мне не запомнились. Когда читала, казалось, что ничего, но ничего и не осталось.

А эту книжку я от злости дочитала. Она ещё огроменная, мне её в рюкзаке на работу таскать было очень даже тяжело. Но я честно старалась.

Ты знаешь, дело, наверно, в том, что я "Живаго" ещё в школе прочитала - и тогда так это естественно ложилось комментарием - ну, когда всё свежо, всё в первый раз и думать не лень, - читала взахлёб, казалось, что стихи всё время узнаю - и так было приятно какие-то подтверждения своим соображениям-ощущениям видеть.

(no subject)

From: [identity profile] albir.livejournal.com - Date: 2006-11-24 03:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-26 03:46 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-11-23 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] ljubush.livejournal.com
Сказанное слово - поступок, заработал он ( Быков ) себе неприятностей...Знаете, я честно прочитала "Живаго" до конца, преодолевая скуку, он показался мне довольно слабым и каким-то нецельным произведением, но всем он так нравится, что во мне живет сомнение, может, я чего-то недопоняла.:)

Date: 2006-11-24 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Мне кажется, что Живаго не надо читать, как роман - там собственно нет главного, романного, - героев. Там мысли по поводу. Но вот если как литерутароведение, поставив в центр стихи, то, по-моему, очень даже интересно. Но я не перевитывала сто лет.

(no subject)

From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com - Date: 2006-11-24 10:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-24 11:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com - Date: 2006-11-24 11:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-25 10:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com - Date: 2006-11-25 10:39 am (UTC) - Expand

Date: 2006-11-23 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com
А я не люблю Живаго, он какой-то пафосный.
From: [identity profile] poor-old-eeyore.livejournal.com
Я доползла до середины "Большой книги",
http://www.lenta.ru/articles/2006/11/22/bigbook/
находясь в мучительном разладе с собой. Казалось бы БЛП всю жизнь был моим самым любимым поэтом, его биографию надо бы читать взахлеб, тем более, что там масса неизвестного мне, стихов цитируется столько, что можно вынуть и составить полновесный сборник, фотографии, которые я не видела раньше, да и написано без стилистических и орфографических ошибок (что не часто встретишь в современной литературе) - а тошно!
Вы правы - не все, что можно, нужно. Читая, невозможно выкинуть из головы образ главного героя - автора (см. фото в ссылке), сочащийся самодовольством и вседозволеностью.
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Да, хорош, конечно. Его ещё Шишкин так оттеняет.

Я дочитала от злости. Потрясает меня, что Быков всё это искренне, от лучших чувств и любви к Пастернаку - уровень иллюстрированных журналов. И стихи разбирает, в общем, примерно на том же уровне. Так оказывается просто объяснить Пастернака. Особенно если про религию не забывать.

Date: 2006-11-23 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] starushka-su.livejournal.com
Ну Быков-то ладно, это чужой человек, зарабатывает.. По ТВ-культуре тоже вот последнее время такие "литературоведческие" передачи пошли, только что была про Ерофеева и его дам :(
Но привелось вот в начале прошлого года быть на презентации нового издания писем Пастернака. Письма читал вслух его сын, письма, которые наверняка заставляли З.Н. ворочаться в гробу. А интеллигентные старушки радостно хихикали :(

Date: 2006-11-24 10:35 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Ну чего - иллюстрированные журналы - чем писатель хуже актёра!
А какая-то полная потеря представлений о достоинстве - некое всё напродажу полной доступности.

Date: 2006-11-23 04:57 pm (UTC)
From: [identity profile] go-away-bird.livejournal.com
а я начала ее читать - и остановилась. наверняка потом дочитаю, чтобы просто знать, ЧТО в ней, но то, что остановилась - для меня уже симптом....

Date: 2006-11-24 10:35 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Да, надо сказать, она завидной толщины, особенно в сравнении с книжкой Лосева о Бродском.

Date: 2006-11-23 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] enfante.livejournal.com
спасибо тебе, лена
я тоже злилась и нервничала читая и даже отложила в какой-то момент - не ложилось
все время стоял перед глазами не пастернак, а ухмыляющийся всезнай быков
и мне совершенно непонятна реакция многих вполне пристойных людей по поводу книги
From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com
Быков гонится только за "модностью", чтобы плыть в общем течениии на этом подзаработать малую толику. Мода - синоним пошлость. Фраза Евтушенко "в погоне за дешёвой популярностью" это эпиграф к Быкову, вернее ко всему. чего касается Быков. Чего касался Мидас, то превращалось в золото. А вот Быков - Мидас наоборот...Проза или стихи. биография или критика. Быков повсюду все превращает в ..... скажем, в отходы. (самый, я думаю, мягкий синоним к его антимидасовой деятельности....)

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-24 10:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] enfante.livejournal.com - Date: 2006-11-24 12:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-25 10:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] enfante.livejournal.com - Date: 2006-11-25 10:47 am (UTC) - Expand

Date: 2006-11-23 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] lena-shagina.livejournal.com
Ну, письма-то все опубликованы, тут Быков не первый.

Да и Пастернак не первый и не последний. Секретные дневники Толстого в сочетании с его произведениями представляют его лицемером лицемеров всех времен и народов. Я уж не говорю про подробности жизни Цветаевой, от которых вообще кровь леденеет.

Не знаю, что тут делать -- литературоведы горой стоят за право публики знать все детали.

Date: 2006-11-23 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com
А если эдаким литературоЕдам пооборвать детали?

(no subject)

From: [identity profile] lena-shagina.livejournal.com - Date: 2006-11-23 05:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com - Date: 2006-11-23 05:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] crivelli.livejournal.com - Date: 2006-11-23 07:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com - Date: 2006-11-24 09:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-24 10:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lena-shagina.livejournal.com - Date: 2006-11-24 06:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] farraige.livejournal.com - Date: 2006-11-23 06:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lena-shagina.livejournal.com - Date: 2006-11-23 06:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] farraige.livejournal.com - Date: 2006-11-23 06:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lena-shagina.livejournal.com - Date: 2006-11-23 06:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] farraige.livejournal.com - Date: 2006-11-23 06:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lena-shagina.livejournal.com - Date: 2006-11-23 06:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] farraige.livejournal.com - Date: 2006-11-23 06:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lena-shagina.livejournal.com - Date: 2006-11-23 06:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] farraige.livejournal.com - Date: 2006-11-23 07:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lena-shagina.livejournal.com - Date: 2006-11-23 07:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-24 10:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-24 10:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com - Date: 2006-12-02 12:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] crivelli.livejournal.com - Date: 2006-11-23 07:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lena-shagina.livejournal.com - Date: 2006-11-23 07:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-24 10:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lena-shagina.livejournal.com - Date: 2006-11-24 10:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-26 03:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] crivelli.livejournal.com - Date: 2006-11-28 09:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-28 02:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] crivelli.livejournal.com - Date: 2006-11-28 03:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-24 10:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] crivelli.livejournal.com - Date: 2007-01-20 07:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-24 10:45 am (UTC) - Expand

Date: 2006-11-23 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] isl.livejournal.com
Жаль, что у меня сейчас книги нет, и читал я ее давно. Потому что книга мне понравилась и защитить ее хочется:), а без ссылок на текст это все будет выглядеть просто размахиванием руками.

Скажу лишь, что воспринимал я ее именно как роман, а не биографию. И может быть согласился бы про "подглядывание в замочную скважину" - т.е. так оно почти и есть - если б не видел в этой книге огромную любовь Быкова к стихам и, я бы сказал, верность поэзии вообще. Да, там много где передергивает и с многим я не согласен, но эта книга поэта о поэте (а потому куда ж деваться от передергиваний), и этим, в частности, она замечательна. Собственно, да, наверное, в этом и дело: я вижу, что книга написана с огромной любовью, поэтому она мне нравится не смотря на многое.

Date: 2006-11-23 05:53 pm (UTC)
From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com
В том и беда что книга не о поэте Пастернаке. а о том человечишке, когорого умудрился из него сотворить биограф.А роман? Ну кто же в романе стоько цитирует чужих текчстов???? Ну а уж о поэзии Быкова... может он её и любит, но без малейшей взаимности....

(no subject)

From: [identity profile] isl.livejournal.com - Date: 2006-11-23 06:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com - Date: 2006-11-23 11:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2006-11-24 06:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com - Date: 2006-11-24 10:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2006-11-26 07:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-24 11:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] isl.livejournal.com - Date: 2006-11-24 03:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com - Date: 2006-11-24 03:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2006-11-24 04:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] isl.livejournal.com - Date: 2006-11-24 05:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2006-11-26 06:05 am (UTC) - Expand

Прежде всего,

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2006-11-26 06:19 am (UTC) - Expand

Re: Прежде всего,

From: [identity profile] isl.livejournal.com - Date: 2006-11-26 03:42 pm (UTC) - Expand

Re: Прежде всего,

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2006-11-26 04:31 pm (UTC) - Expand

Re: Прежде всего,

From: [identity profile] isl.livejournal.com - Date: 2006-11-26 05:14 pm (UTC) - Expand

P.S.

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2006-11-26 07:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-26 03:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] isl.livejournal.com - Date: 2006-11-26 03:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-26 04:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] isl.livejournal.com - Date: 2006-11-26 05:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-24 11:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] isl.livejournal.com - Date: 2006-11-24 03:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lena-shagina.livejournal.com - Date: 2006-11-24 10:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2006-11-26 05:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lena-shagina.livejournal.com - Date: 2006-11-26 06:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2006-11-26 07:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lena-shagina.livejournal.com - Date: 2006-11-26 08:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-26 03:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2006-11-26 04:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-26 03:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com - Date: 2006-11-28 06:17 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-11-23 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] -mbp-.livejournal.com
мне книга совсем не показалась описательной биографией. и она мне нравится, при большой моей любви к Пастернаку (даже, в частности, благодаря этой любви).

Date: 2006-11-24 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com
Так Вам не Быков. в Пастернак нравится. и настолько, что даже Быкову не отбить вкуса к поэту!!!!

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-24 11:02 am (UTC) - Expand

Date: 2006-11-23 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] mama-coshka.livejournal.com
Две биографические книги, которые мне понравились - это сборник воспоминаний К.И. Чуковского, по-моему, "Мои современники" и Андрэ Моруа о Марии-Антуанетте. Интересно было прочитать "На берегах Невы"(забыла автора), остальные биографические повести или выглядели глупыми домыслами автора(персонаж пошёл, подумал, вспомнил то-то и то-то), вызывающими чувство приторности или же выглядели деревянными манекенами.
Поэтому вообще стараюсь ничего биографического не читать, чтобы не портить себе восприятие от произведений.
Дмитрия Быкова однозначно читать не буду, не люблю грязь.

Date: 2006-11-24 10:07 am (UTC)
From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com
На берегах Невы" это биографический роман Ирины Одоевцевой. Замечательная книга А Моруа весь как есть ( я книг пять или шесть читал) врёт как сивый мерин. Поглядите его "Три Дюма"!!!

(no subject)

From: [identity profile] mama-coshka.livejournal.com - Date: 2006-11-24 10:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com - Date: 2006-11-24 12:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mama-coshka.livejournal.com - Date: 2006-11-24 03:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com - Date: 2006-11-24 03:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-24 11:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mama-coshka.livejournal.com - Date: 2006-11-24 11:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-25 10:35 am (UTC) - Expand

Date: 2006-11-23 08:59 pm (UTC)

Date: 2006-11-24 11:02 am (UTC)

Date: 2006-11-23 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] malpa.livejournal.com
Ты утвердила меня в моих предположениях. "Нет-нет, соловей не поет для свиней. Позови-ка ты лучше ворону". Вот ворона (Быков) и спела.

А Лосева постараюсь найти.

Date: 2006-11-24 10:07 am (UTC)
From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com
Нет, быков - не ворона. Он - похож скорее на слушательниц вороны!!!!

(no subject)

From: [identity profile] malpa.livejournal.com - Date: 2006-11-24 10:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com - Date: 2006-11-24 12:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-24 11:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malpa.livejournal.com - Date: 2006-11-24 11:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-24 11:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malpa.livejournal.com - Date: 2006-11-24 11:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-24 11:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malpa.livejournal.com - Date: 2006-11-24 11:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-24 12:01 pm (UTC) - Expand

Date: 2006-11-24 04:34 am (UTC)
From: [identity profile] ex-scrpbk.livejournal.com
Не читала, а теперь уже и читать не буду - если верить Вашему отзыву, а я привыкла Вашим отзывам доверять, книга бездарна, а значит и не интересна.
"Лунина" вспомнили! Молодость прошла под влиянием этой книги, важные решения принимались.:)

Date: 2006-11-24 11:05 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Лунин - да, из самого любимого, очень важного.

Я бы даже не сказала про неё "бездарна" - выражаясь нынешним языком - гламурна, что, по-моему, ещё хуже.

За доверие - спасибо :-)))

Date: 2006-11-25 03:05 am (UTC)
From: [identity profile] iris_sibirica.livejournal.com
А я вот думал - покупать ли Быкова?
Теперь после твоей рецензии не буду покупать.

Date: 2006-11-26 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Ну, после наших разногласий по поводу "острова", уж не знаю, что и сказать...
В Быкове проповедничество тоже сильно...

(no subject)

From: [identity profile] iris_sibirica.livejournal.com - Date: 2006-11-28 03:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2006-11-29 05:07 pm (UTC) - Expand

рецензия на вашу рецензию

Date: 2006-11-27 05:22 pm (UTC)
From: [identity profile] nelublukepkin.livejournal.com
странное чувство. я тоже люблю пастернака. очень. но мне нравится и творчество дм.быкова. очень. хотя, и недоумеваю, как физически можно все это успеть:-) разные по значимости фигуры? возможно. пока.
понимаете, я бы не стал делать из пастернака икону. идеализировать. я лет тридцать его читаю, преклоняюсь перед его образностью, но ...никогда не думаю о нем, как о человеке. зачем? он для меня поэт.и этим ценен.
он был нечистоплотен с женщинами? возможно. он был труслив? возможно. я вообще не люблю судить кого-либо. но я же не рассматриваю его как потенциального друга (тогда это было бы важно), я его читаю.
жзл - имеет буковку "ж" в начале. это ведь жизнь, не правда ли? а в жизни (если вас послушать) поэты не вытирают задницы (извините за брутальный пример).
елена токарева "нарыла", что дм. быков (по ее словам) писал заказухи для абрамовича. даже гадать не буду. и елена токарева интересна мне как журналистка, а был у нее в любовниках хасбулатов и писала ли она заказухи для коржакова - мне гадать недосуг. и не потому что я беспринципный. я отделяю творчество от быта, жизни. иначе глупо имхо.
получится как в знаменитом - имеет ли мнение человек без прописки.
а люди, прокомментировавшие вас - разочаровали. мне кажется нужно иметь свою голову. а комментарии - "ах, как жаль, не прочитала вашу рецензию - не покупала бы книгу дм. быкова" и пр. многое говорят про iq их написавших.
резюме. вы безусловно имеете право на свое мнение. но эно должно быть корректным и непредвзятым. а структурировать сознанение несамостоятельных дурочек...вы же не лдпр или единой россии
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Честно говоря, я не понимаю, о чём мы.
Причём тут идеализация?
Вас не интересует личная жизнь Пастернака, - ну, и слава богу. Быкова же почему-то как раз очень интересует.

А про несамостоятельных дурочек я б на Вашем месте не высказывалась. Понимете ли, люди имеют обыкновение (и я в том числе) читать рецензии на книги и фильмы, и иногда, если автор рецензии кажется им достаточно убедительным, принимать решение, читать или не читать, ходить на фильм или не ходить, в связи с прочитанным. Это нормально.

Кто такая Елена Токарева я не знаю, и меня определённо не не интересуют её отношения с Хасбулатовым или Коржаковым.

Date: 2007-07-27 08:14 am (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Как-то проворонил я эту запись в свое время...

В защиту книги:
1. Из нее очевидна любовь автора к своему герою.
2. Очень приятно, что Быков говорит много хорошего про каждую из пастернаковских женщин.
3. Каким-то странным образом ДБ, кажется, умудрился примирить меня с "советско-номенклатурной" частью биографии Пастернака. Что тоже ценно (для меня, по крайней мере:)

Интимные подробности про великих писателей в любом случае делаются достоянием гласности, ничего уж с этим не сделаешь.

А насчет того, что сделал доступным ширнармассам - ну, глупость, конечно, но Быков же за нее не отвечает.

Date: 2007-07-27 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Ну, 1. - ну, любит, да. И что? Д.М, на мой взгляд, малоумный самовлюблённый и безвкусный человек, пишущий примитивные стихи. И что из того, что он любит Пастернака. 2. Мне дико неприятен его тон и опять же - сравните с лосевской книжкой о Бродском. 3. А для меня он как раз сделал её много более отвратительной.

В общем, боюсь, останемся мы каждый при своём мнении. :-)))

February 2026

S M T W T F S
12345 67
89 1011121314
151617 18192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 18th, 2026 08:44 pm
Powered by Dreamwidth Studios