mbla: (Default)
[personal profile] mbla
Пару дней назад я болтала по телефону с Н, и в разговоре у него мелькнула фраза: «ну, что-то вроде «застоя» сейчас будет, но вряд ли прикроют поездки за границу».

....

В жизни общества есть сторона реальная и есть символическая.

В 70-ые – железный занавес и полная подконтрольность книгопечатанья – жизнь реальная.

А портреты членов Политбюро, киножурналы с речами Брежнева, словоблудие – жизнь символическая.

Символическая жизнь может с реальной соприкасаться. Скажем, реакцией на символическую демонстрацию на Красной площади в 68-ом была отправка участников в сумасшедший дом или в тюрьму.

Сейчас реальная жизнь от брежневской отличается радикально – можно ездить, можно издавать книги.

А символическая – с предвыборными плакатами, речами в телевизоре, митингами в поддержку Путина – приблизилась, и в каком-то смысле перехлестнула тогдашнюю.

И опять – разгон маршей несогласных – соприкосновение реальной и символической жизней.

На самом-то деле, символическая жизнь может в чём-то быть и поважней реальной. По внутреннему ощущению.

Например, мы уехали не от того, что не пускали в гости за границу, мы тогда вполне были готовы ездить по стране и не ощущать себя обездоленными, и не от того, что книг не печатали, в конце концов, мы их в Сам или Тамиздате достаточно часто читали.

Невыносимым было ощущение, что власть может всё – что захочет, то и сможет.

И собственно говоря, сейчас ощущение родственности с 70-ыми, насколько я понимаю, возникает именно от этой вновь образовавшейся уверенности – что захотят, то и сделают, как захотят, так и солгут, сколько бюллетеней будет нужно, столько и нарисуют.

Максимум отчуждения от власти.

Я уверена, что в любом обществе люди живут прежде всего по понятиям. И законы работают хорошо, когда отражают понятия общества, и плохо, когда не отражают.

Одно из русских понятий – отчуждённость от власти – «что хотят, то и творят».

Это система с обратной связью. Например, все знают, что милиция, что хочет, то и делает, большинство населения это принимает, – в результате милиция бесчинствует ещё больше.

То же и высшей властью.

Я, кстати, прекрасно представляю, как подобная власть, «творящая, что хочет», вполне может быть законно избрана, и вовсе не обязательно плохими людьми, – если в понятия жизни общества укладываются и отчуждённость от власти, и фатализм.

Date: 2007-11-27 10:40 am (UTC)
From: [identity profile] ex-prickly900.livejournal.com
согласна во многом. почти все поняла, кроме ярлыков "символическая" и "реальная".

Date: 2007-11-27 10:45 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Ну, я, может, слова неудачно употребила, поленилась искать точных.

Мне надо было как-то отделить вещи совершенно материальные - ну, типа невозможности поехать за границу, от, скажем, улицы, завешанной портретами (закрой глаза и не гляди). Их я и назвала символическими

(no subject)

From: [identity profile] ex-prickly900.livejournal.com - Date: 2007-11-27 10:49 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-27 10:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ex-prickly900.livejournal.com - Date: 2007-11-27 10:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-27 10:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2007-11-27 11:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-27 03:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2007-11-27 11:06 am (UTC)
From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com
Заодно сходила прочитать про Н. Понравилось. ПОХОЖ.

Date: 2007-11-27 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
А как же - ПОХОЖ!

(no subject)

From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com - Date: 2007-11-28 07:52 am (UTC) - Expand

Date: 2007-11-27 11:08 am (UTC)
From: [identity profile] zewaka.livejournal.com
да, очень точно. впрочем, реальная жизнь тоже уже зашкаливает - Беслан, процессы над учеными-шпионами и выселение людей из квартир, закрытие больниц, когда пациентов среди ночи выставляют чуть ли не из реанимации (академическая больница в СПб.) т. д. - это уже не символический уровень

Date: 2007-11-27 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Ну, так совсем отделены эти жизни, вроде как, быть не могут. В какой-то момент происходит столкновение или перетекание.

И вседозволенность на высшем уровне явно перешла во вседозволенность на местах. Бррр

Date: 2007-11-27 11:16 am (UTC)
From: [identity profile] aburachil.livejournal.com
Да, точно так. А вот мне кажется, что один Бегемот путает жизнь символическую и другую, особенно когда первая обостряется.

Date: 2007-11-27 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
"Символическая жизнь может с реальной соприкасаться. Скажем, реакцией на символическую демонстрацию на Красной площади в 68-ом была отправка участников в сумасшедший дом или в тюрьму"

Когда первая обостряется, она плавно перетекает во вторую. ПОка что это происходит на уровне многих задержаний, некоторых переломов (у которых они есть, тем мало утешения, что они малочисленны), некоторых незащищённых диссертаций (спросите ссылку у Мблы), и разнообразных прочих несмертельных для всех, кроме кавказского яблочника, бед - тем больших, чем дальше в провинцию. Направление довольно ясно, пределы нам известны по прошлому (нету их), а докуда дойдёт реально - этого мы знать не можем. Однако ни один строй нынче не может сделать ничего, что люди реально не хотят (ну в Бирме разве что, там армия довольна в роли правящего класса, а у неправящих ружей нету). Вот в России при Сталине не отдали бардака, а в Чехии при коммунистах не отдали вкусной еды. Про это вся речь и идёт.

Про отчуждение

Date: 2007-11-27 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] bohinj.livejournal.com
Разница в том, что тогда, в 70-х, получалось отчуждаться, жить отдельно от них, не забывая о том, что они есть, сейчас - невозможно. Невозможно.

Re: Про отчуждение

Date: 2007-11-27 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Ох. Понимаю.

Date: 2007-11-27 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] malpa.livejournal.com
Хорошо сказано, собака.

Date: 2007-11-27 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
ууу

М-да-а-а...

Date: 2007-11-27 12:52 pm (UTC)
From: [identity profile] m-tsyganov.livejournal.com
А кому щас легко? И где?

Re: М-да-а-а...

Date: 2007-11-27 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
А что когда-нибудь было особенно легко? Что до где - мой жизненный опыт с отъездом в 25 лет из Питера, семью годами в Штатах и вот уже двадцатью во Франции говорит о том, что нет ничего более непродуктивного, чем подход, по которому всё всюду одинаково - всё очень по-разному.

Re: М-да-а-а...

From: [identity profile] m-tsyganov.livejournal.com - Date: 2007-11-27 03:47 pm (UTC) - Expand

Re: М-да-а-а...

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-27 04:03 pm (UTC) - Expand

Re: М-да-а-а...

From: [identity profile] m-tsyganov.livejournal.com - Date: 2007-11-27 04:16 pm (UTC) - Expand

Re: М-да-а-а...

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-27 04:23 pm (UTC) - Expand

Re: М-да-а-а...

From: [identity profile] m-tsyganov.livejournal.com - Date: 2007-11-28 03:42 am (UTC) - Expand

Re: М-да-а-а...

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-28 09:47 am (UTC) - Expand

Date: 2007-11-27 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] go-away-bird.livejournal.com
но как эти современные символические достают!!! как не хочется, чтобы они опять были ТЕМИ....а вдруг от этого совсем немного до реального ТОГО? только не это!

Date: 2007-11-27 10:03 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Увы, символическое рождает реальное в конечном счёте. Как запах крови для акул.

Date: 2007-11-27 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] albir.livejournal.com
Ты, Лена, упрощаешь. На самом деле, при всем отчуждении, люди эту власть приемлют. Потому что, ВЛАСТЬ. Они ее уважают между первой и четвертой, допустим, покритикуют, если водки не хватило... Твое понятие нормальной жизни для обывателя неприемлемо. А приемлемы другие ценности: сытый живот, Киркоров или Петросян по ТВ и чтоб выпить по-человечески. И таким несть числа.

Date: 2007-11-27 10:06 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Ну так и что, что приемлют? Разве я сказала, что нет? Приемлют, конечно, и советскую принимали. Но всё равно она была отчуждённой, Властью. И скорее всего бОльшую часть населения это и устраивает - отчуждённая Власть, которая решает. А моё мол дело - сторона, моя хата с краю, власть как захочет, так поступит. Ну, и так далее.

(no subject)

From: [identity profile] albir.livejournal.com - Date: 2007-11-28 03:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-28 03:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] albir.livejournal.com - Date: 2007-11-28 04:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-28 04:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] albir.livejournal.com - Date: 2007-11-28 05:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-28 07:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] albir.livejournal.com - Date: 2007-11-28 08:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-28 10:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] albir.livejournal.com - Date: 2007-11-29 09:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-29 10:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] albir.livejournal.com - Date: 2007-11-29 11:02 am (UTC) - Expand

Date: 2007-11-28 02:45 am (UTC)
From: [identity profile] iris_sibirica.livejournal.com
Символическую и реальную жизнь не нужно даже разделять.
Они одно.

В политике, говорят, следует придерживаться принципа наименьшего зла.
Но, вот смотрю я на экран и мне НИКТО из этих людей не симпатичен.
Я слишком хорошо понимаю чего они хотят и кто они такие на самом деле.
Если спрашивают лично меня и важен мой личный выбор, то - НИКТО.

Date: 2007-11-28 09:59 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Ох, понимаю, ещё бы. Тут всё больше людей собирается за коммунистов, чтоб была хотя бы какая-нибудь партия, которая будет голосовать не так...

(no subject)

From: [identity profile] iris_sibirica.livejournal.com - Date: 2007-11-28 05:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-29 11:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] iris_sibirica.livejournal.com - Date: 2007-12-01 03:30 am (UTC) - Expand

Date: 2007-11-28 04:28 am (UTC)
From: [identity profile] sidorivanovitch.livejournal.com
Я не хочу читать все то, уже написано. А представьте, что вас или Вас провоцируют, ведь Государство, кстати любое и всегда, против личной свободы.

Date: 2007-11-28 09:42 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
А знаете, я ведь с постулатом не вполне согласна. Государству чрезвычайно часто нет никакого дела до Вашей личной свободы, до тех пор, пока Вы стёкол не бьёте и не стреляете в белый свет.

Собственно, в западной модели этого отчуждения нет, и совершенно отсутствует мироощущение - "делают, что хотят". Президент может вызывать омерзение, быть врагом, но это совершенно другое, чем "делают, что хотят". Пожалуй, к русскому восприятию могут приблизиться необразованные маргиналы, недаром они так редко ходят голосовать.

(no subject)

From: [identity profile] sidorivanovitch.livejournal.com - Date: 2007-11-29 02:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sidorivanovitch.livejournal.com - Date: 2007-11-29 03:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-29 10:07 am (UTC) - Expand

Date: 2007-11-28 05:13 pm (UTC)
From: (Anonymous)
А в это время во Франции скучные будни демократического процесса... Ничего, в общем, интересного, достойного внимания автора.

Date: 2007-11-28 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com
Раскройся, трусливый провокатор! Впрочем можешь остаться неизвестным: всё равено ты скучное дрянцо...

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-28 06:58 pm (UTC) - Expand

Date: 2007-11-28 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] jedynka.livejournal.com
Да. Да. Да.
И что «символическая жизнь может в чём-то быть и поважней реальной» — вот здесь водораздел; с теми, кто этого не понимает, зачастую бессмысленно говорить и спорить.

Date: 2007-11-28 10:55 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Безусловно. Тут стена.

созвучно вашему

Date: 2007-11-28 10:24 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_mamzel/
http://www.apn.ru/column/comments18267.htm

Re: созвучно вашему

Date: 2007-11-28 10:53 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Спасибо. Да, созвучно, хоть я его и не люблю.

January 2023

S M T W T F S
1 234567
89101112 13 14
151617 1819 2021
222324252627 28
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 15th, 2025 06:19 am
Powered by Dreamwidth Studios