mbla: (Default)
[personal profile] mbla
Толстенная книжка, которую [livejournal.com profile] liber_polly мне оставила до осени.

Я честно попробовала её прочесть и не смогла. Даже в автобусе с ней ездила, несмотря на тяжесть её неподъёмную.

Вторая жена Судейкина, подруга, а потом и жена (после смерти первой жены) Стравинского.

Читать её дневники мне было совсем неинтересно. Мелкие бытовые детали – куда ходили, кто был в гостях, что ели, что пили, кто простудился. И написано как-то, по-моему, невнятно. Неярко. Текст, из которого не вырастает обобщение.

И вот в этих весьма заурядных повседневных записях поражает очень лёгкое отношение к бытовым лишениям. Живут люди благополучно в Петербурге, имеют прислугу, полную возможность не задумываться о повседневных мелочах. Разговаривают об искусстве.

А потом революция, Крым, голод, необходимость тратить огромную энергию на то, чтоб добыть еду и топливо. И опять живут как ни в чём ни бывало – разговаривают об искусстве.

Набоков в «Других берегах» рассказывает про маму и сестру, которые в Париже в одной комнате живут с тем же достоинством, что в Петербурге в роскоши.

Именно эту способность абстрагироваться от внешних условий я бы и назвала хорошим воспитанием.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2008-08-01 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] krysochka.livejournal.com
А всё-таки интересно - куда ходили, что ели. Простое бытописательство, окошко в повседневную жизнь другой эпохи. Просто такие вещи больше пары страниц за раз читать трудно.

Date: 2008-08-01 02:44 pm (UTC)
From: [identity profile] duchelub.livejournal.com
Совершенно верно.Именно об этом я всегда думала, читая о декабристах, их жёнах или об Анастасии Цветаевой. Жила себе в избушке, воду носила, дрова рубила, печь топила, а выросла в совершенно иных условиях и никаких охов и стенаний.

Date: 2008-08-01 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_m_u_/
А ведь удивительно такое отношение к лишениям. Видим ведь вокруг себя достаточно людей, вполне неплохо живущих и без конца стенающих, как им плохо, как было хорошо когда-то или где-то. Или не им. И тошно от них.

Date: 2008-08-01 02:53 pm (UTC)
From: [identity profile] tarusai.livejournal.com
да-да сестры Цветаевы в этом смысле тоже (и в это же время) весьма показательны...
и еще - Великие княжны - в Тобольске, затем в Е-бурге...
Если Вы видели книгу АВасильева *Красота в изгнании* то там примеров Вашей правоты множество.

Date: 2008-08-01 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Ну вот я не пробилась - может, и вправду потом вернуться попробовать. Но так как-то занудно ужасно - ну, влюблённая женщина, подробные описания. Вот скажем воспоминания Одоевцевой я очень люблю, а эти какие-то неталантливые...

Date: 2008-08-01 03:16 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Вот именно

Date: 2008-08-01 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Да, вроде как раз естественное. Кстати, к чести наших родителей могу сказать, что и в мыслях у нас в детстве не было, что мы "бедные", при том, что с деньгами было очень хреново, и коммуналка. И прочие радости

Date: 2008-08-01 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Нет, не видела книги...

Date: 2008-08-01 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] tarusai.livejournal.com
об эмиграции первой волны (18-20гг)
о том как они выживали...множество потрясающих фотографий и документов.
это вообще альбом.

пс: Вашей Сильвии Платт в моск. магазинах не обнаружено ((

Date: 2008-08-01 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] krysochka.livejournal.com
Воспоминания Одоевцевой всё-таки проза поэта, пусть не выдающегося. А этой, видимо, всё равно было как писать. У А.Н.Бенуа похожие (наверное, я ж Судейкину не читала) воспоминания, скучные, фактографические; талант художника не конвертировался в талант к слову. Но есть нечто захватывающее в этой фактографии, если читать по страничке-другой перед сном в течение десяти лет.

Date: 2008-08-01 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_m_u_/
Да для нас-то естественное, а вот для тех, кто жил всю предыдущую жизнь с прислугой на все случаи жизни...

Date: 2008-08-01 03:29 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Ясно. Попробую достать.

Про Сильвию Плат - ничего не понимаю. Книжка вышла. Нам пару экземпляров ривезут в конце августа. Они уже у нашей подруги, правда, не из магазина, а из редакции. И наш друг из редакции принёс вчера домой.

В общем, мне кажется, вот-вот должна она в магазинах появиться. Нам даже деньги заплатили :-))))

Date: 2008-08-01 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] tarusai.livejournal.com
вообще деньги это примета верная!))
будем ждать!

Date: 2008-08-01 03:38 pm (UTC)

Date: 2008-08-01 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Так вот и для них. А почему-то для тех, кто помоложе, всё не так. Я с изумлением многократно читала в жж стенания тех, кому нынче под 40 по поводу их тяжёлого детства, в котором чего-то им там не могли купить, потому как в магазине не было

Date: 2008-08-01 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Что ж, надо будет попробовать вернуться

Date: 2008-08-01 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] krysochka.livejournal.com
Да я тебя не уговариваю, зачем читать, если надо делать над собой усилие. Не в школе же ;)))

От тех, кому под 40

Date: 2008-08-01 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] krysochka.livejournal.com
А это разные ситуации, надо сказать. Когда войны-революции - у людей, наверное, сначала шок, а потом включаются механизмы выживания, не до "стенаний", надо просто спасаться. И ведь понятно, что мир обрушился, что лишения неизбежны. А в благополучной и даже в чём-то процветающей стране, в мирное время, когда никаких крайностей не наблюдается, обидно, знаешь ли, носить чужие сапоги не своего размера да платье, которое бабушка сшила в молодости, и питаться одними макаронами.

Date: 2008-08-01 06:12 pm (UTC)
From: [identity profile] poruchik-sr.livejournal.com
Это она свой ЖЖ распечатала. А ты на что надеялась?

Date: 2008-08-01 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] veraklo.livejournal.com
Да,конечно,хорошее воспитание.Но ещё и огромная сила духа нужна))

Date: 2008-08-01 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] gollitely.livejournal.com
а я однажды, очень давно, читала с подачи подруги дневники княжны Марии Васильчиковой. Подруга дала книжку, снабдив комментарием - все равно не осилишь, а я прочитала на одном дыхании, хотя подруга была права по большому счету - мемуары даже теперь не мой жанр:)

http://il2.is74.ru/airwar/militera-mirror/db/db/vasilchikova_mi/pre.html

Date: 2008-08-01 08:37 pm (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Бенуа я читала запоем... И о сю пору я его люблю.

Re: От тех, кому под 40

Date: 2008-08-01 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Верно замечено. В экстремальных условиях начать жаловаться - это подвергнуть себя саморазрушению. Особенно, когда вокруг у всех экстремальные условия.

Date: 2008-08-01 09:56 pm (UTC)
From: [identity profile] krysochka.livejournal.com
Дык, и я читала запоем, и я люблю :)) А мемуары Добужинского ещё лучше!

Date: 2008-08-01 09:57 pm (UTC)
From: [identity profile] krysochka.livejournal.com
Спасибо, что поняли, о чём я.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

February 2026

S M T W T F S
12345 67
89 1011121314
151617 18192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 19th, 2026 08:17 pm
Powered by Dreamwidth Studios