mbla: (Default)
[personal profile] mbla
Толстенная книжка, которую [livejournal.com profile] liber_polly мне оставила до осени.

Я честно попробовала её прочесть и не смогла. Даже в автобусе с ней ездила, несмотря на тяжесть её неподъёмную.

Вторая жена Судейкина, подруга, а потом и жена (после смерти первой жены) Стравинского.

Читать её дневники мне было совсем неинтересно. Мелкие бытовые детали – куда ходили, кто был в гостях, что ели, что пили, кто простудился. И написано как-то, по-моему, невнятно. Неярко. Текст, из которого не вырастает обобщение.

И вот в этих весьма заурядных повседневных записях поражает очень лёгкое отношение к бытовым лишениям. Живут люди благополучно в Петербурге, имеют прислугу, полную возможность не задумываться о повседневных мелочах. Разговаривают об искусстве.

А потом революция, Крым, голод, необходимость тратить огромную энергию на то, чтоб добыть еду и топливо. И опять живут как ни в чём ни бывало – разговаривают об искусстве.

Набоков в «Других берегах» рассказывает про маму и сестру, которые в Париже в одной комнате живут с тем же достоинством, что в Петербурге в роскоши.

Именно эту способность абстрагироваться от внешних условий я бы и назвала хорошим воспитанием.

Date: 2008-08-01 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] krysochka.livejournal.com
А всё-таки интересно - куда ходили, что ели. Простое бытописательство, окошко в повседневную жизнь другой эпохи. Просто такие вещи больше пары страниц за раз читать трудно.

Date: 2008-08-01 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Ну вот я не пробилась - может, и вправду потом вернуться попробовать. Но так как-то занудно ужасно - ну, влюблённая женщина, подробные описания. Вот скажем воспоминания Одоевцевой я очень люблю, а эти какие-то неталантливые...

Date: 2008-08-01 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] krysochka.livejournal.com
Воспоминания Одоевцевой всё-таки проза поэта, пусть не выдающегося. А этой, видимо, всё равно было как писать. У А.Н.Бенуа похожие (наверное, я ж Судейкину не читала) воспоминания, скучные, фактографические; талант художника не конвертировался в талант к слову. Но есть нечто захватывающее в этой фактографии, если читать по страничке-другой перед сном в течение десяти лет.

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2008-08-01 03:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] krysochka.livejournal.com - Date: 2008-08-01 03:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 2008-08-01 08:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] krysochka.livejournal.com - Date: 2008-08-01 09:56 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-08-01 02:44 pm (UTC)
From: [identity profile] duchelub.livejournal.com
Совершенно верно.Именно об этом я всегда думала, читая о декабристах, их жёнах или об Анастасии Цветаевой. Жила себе в избушке, воду носила, дрова рубила, печь топила, а выросла в совершенно иных условиях и никаких охов и стенаний.

Date: 2008-08-01 03:16 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Вот именно

Date: 2008-08-01 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_m_u_/
А ведь удивительно такое отношение к лишениям. Видим ведь вокруг себя достаточно людей, вполне неплохо живущих и без конца стенающих, как им плохо, как было хорошо когда-то или где-то. Или не им. И тошно от них.

Date: 2008-08-01 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Да, вроде как раз естественное. Кстати, к чести наших родителей могу сказать, что и в мыслях у нас в детстве не было, что мы "бедные", при том, что с деньгами было очень хреново, и коммуналка. И прочие радости

Date: 2008-08-01 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_m_u_/
Да для нас-то естественное, а вот для тех, кто жил всю предыдущую жизнь с прислугой на все случаи жизни...

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2008-08-01 03:40 pm (UTC) - Expand

От тех, кому под 40

From: [identity profile] krysochka.livejournal.com - Date: 2008-08-01 04:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] krysochka.livejournal.com - Date: 2008-08-01 09:57 pm (UTC) - Expand

Re: От тех, кому под 40

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2008-08-02 07:26 am (UTC) - Expand

Re: От тех, кому под 40

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2008-08-02 07:25 am (UTC) - Expand

Re: От тех, кому под 40

From: [identity profile] veraklo.livejournal.com - Date: 2008-08-02 08:20 am (UTC) - Expand

Re: От тех, кому под 40

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2008-08-02 10:29 am (UTC) - Expand

Re: От тех, кому под 40

From: [identity profile] veraklo.livejournal.com - Date: 2008-08-02 10:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] krysochka.livejournal.com - Date: 2008-08-02 02:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2008-08-03 11:09 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-08-01 02:53 pm (UTC)
From: [identity profile] tarusai.livejournal.com
да-да сестры Цветаевы в этом смысле тоже (и в это же время) весьма показательны...
и еще - Великие княжны - в Тобольске, затем в Е-бурге...
Если Вы видели книгу АВасильева *Красота в изгнании* то там примеров Вашей правоты множество.

Date: 2008-08-01 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Нет, не видела книги...

Date: 2008-08-01 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] tarusai.livejournal.com
об эмиграции первой волны (18-20гг)
о том как они выживали...множество потрясающих фотографий и документов.
это вообще альбом.

пс: Вашей Сильвии Платт в моск. магазинах не обнаружено ((

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2008-08-01 03:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tarusai.livejournal.com - Date: 2008-08-01 03:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2008-08-01 03:38 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-08-01 06:12 pm (UTC)
From: [identity profile] poruchik-sr.livejournal.com
Это она свой ЖЖ распечатала. А ты на что надеялась?

Date: 2008-08-02 07:27 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Вот. Рада, что ты это сказал - я ровно это и подумала. Что очень значительная часть жж - что-то такое и есть

Date: 2008-08-01 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] veraklo.livejournal.com
Да,конечно,хорошее воспитание.Но ещё и огромная сила духа нужна))

Date: 2008-08-02 07:28 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Не знаю. По-моему, она естественно вытекает. Хоть из чувства самосохранения имело смысл так жить

Date: 2008-08-02 08:10 am (UTC)
From: [identity profile] veraklo.livejournal.com
Но ведь не все выдержали,многие сломались...

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2008-08-02 10:30 am (UTC) - Expand

Date: 2008-08-01 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] gollitely.livejournal.com
а я однажды, очень давно, читала с подачи подруги дневники княжны Марии Васильчиковой. Подруга дала книжку, снабдив комментарием - все равно не осилишь, а я прочитала на одном дыхании, хотя подруга была права по большому счету - мемуары даже теперь не мой жанр:)

http://il2.is74.ru/airwar/militera-mirror/db/db/vasilchikova_mi/pre.html

Date: 2008-08-02 07:28 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Спасибо! Посмотрю. Я-то как раз многие мемуары люблю, в общем, смотря какие!

Date: 2008-08-02 03:07 am (UTC)
From: [identity profile] bzeev.livejournal.com
Всегда меня удивляло, что разные люди рассматривая одни и те же факты делают совершенно противоположные выводы.
В стране революция одна за другой, мировая война, а они - об искусстве. Наконец полный крах - реки крови, гибель цивилизации - а им всё - божья роса. Какой-то безнадежный соллипсизм.

Date: 2008-08-02 07:30 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
И в самом деле. Но ты понимаешь, если б они обсуждали судьбы мира, ничего хорошего не было бы. Вряд ли они бы их решили, а разговор об искусстве в таких условиях - между прочим, самосохранение, и немалое

Date: 2008-08-02 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] veraklo.livejournal.com
Да,это точно-на себе испытала...
Когда был тяжёлый период-ездила почти каждый выходной в БЗК или в Зал Чайковского на симфонические концерты.Разговаривать было не с кем,т.ч.просто слушала...

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2008-08-02 10:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bzeev.livejournal.com - Date: 2008-08-02 02:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2008-08-02 11:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bzeev.livejournal.com - Date: 2008-08-02 11:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2008-08-03 07:48 am (UTC) - Expand

Date: 2008-08-02 08:30 pm (UTC)
From: [identity profile] idzumi.livejournal.com
вот странно, а мне способность ровно жить в каких-то малочеловеческих условиях кажется чем-то вроде патологии. у нас сейчас тяжелый период, голодали полгода вполне буквально, живем в конуре - всё это после московского middle class life style... и у меня при этом какое-то безразличие к быту. впрочем, оно всегда в какой-то степени присутствовало, но это ведь ненормально.
я, правда, об искусстве не разговариваю :)

Date: 2008-08-02 11:26 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
По-моему, как раз это нормально :-)))

Date: 2008-08-06 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] sasmok.livejournal.com
И опять живут как ни в чём ни бывало – разговаривают об искусстве.
знаешь, мне очень сильно кажется, что такие вещи с детства закладываются.
если с самого начала : где бы взять картошки и что надеть, и этим забита голова родителей, то на остальное не хватает времени. и тот театр, куда свозят, ничего не исправит, так как общение состоит из повседневности.
ну а если наоборот, основным был театр, то и картофельной недостаточности будут потом относиться как к второстепенной проблеме.
я утрирую несколько. я помню, как с первого курса я задышала по-другому, открывая для себя богатейший мир : оказывается, и так можно жить!!! ну так будем считать, что попёрло, да и интернет очень сильно изменил жизнь - он позволяет ей меняться гораздо сильнее и гораздо чаще, чем раньше.

Date: 2008-08-06 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Согласна совершенно.

Поэтому я и говорю - хорошее воспитание, как раз ума у этой тётки, по=моему, не слишком много. А вот заложенное с детства есть

February 2026

S M T W T F S
12345 67
89 1011121314
151617 18192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 19th, 2026 04:44 pm
Powered by Dreamwidth Studios