mbla: (Default)
[personal profile] mbla
В разговорах вокруг вот этого поста естественно возник вопрос о вегетарианстве.

...

В самой основе жизни заложены противоречия.

Почти любой человек, работающий с животными, к ним привязывается, и это естественная эмоциональная реакция.

Крестьяне, дающие коровам ласковые имена. Незабудки, Маргаритки, а Херриот знал одну корову по имени Селёдочка.

Сам по себе уход за коровой - это же общение с живым существом, - ласковым, с тёплым носом, огромными глазами с мировой скорбью, вздыхающим, ворочающимся в хлеву.

"И медленный день, как в соломе проснувшийся вол..."

Живой человек не равнодушен.

А конец понятен. И для пастуха, уходящего летом с овцами на какое-нибудь дальнее альпийское пастбище, и для крестьянина, у которого коровы, свинюшки, овцы, гуси...

Когда мы впервые приехали в Дордонь к Анри и Моник, у них ещё жили две старые коровы. Последние...

Потом Анри вышел на пенсию и оставил себе только ореховый сад и огород. В бывшем коровнике, пристроенном к стене дома, стал хранить огородные инструменты, а ещё уличные столы, стулья.

Но тогда в кухне, у которой с коровником общая стена, сладко и нежно пахло коровами, чувствовалось, как они дышат, жуют, ворочаются за стенкой.

Однажды утром я увидела из окна, что в коровник направляется человек в высоких сапогах и с огромным шприцем наперевес - ветеринар. Выяснилось, что молоко от коров, которым исполнилось 12 лет, продавать уже нельзя. Им делают укол, чтоб его остановить. Ну, и дальше что - не могут крестьяне держать корову просто так - дорого это невозможно... Обычно пожилую коровку выпускают летом на траву, чтоб она пожила-порадовалась... Ну, а потом сдают на бойню... Потому что зимой не прокормить...

Корова Анри умерла. У неё после останавливающего молоко укола что-то пошло нехорошо, случился сепсис.

Ветеринар с огромным шприцем пытался её спасти, но не смог...

Пока мы там были, умерла она. Анри очень убивался - впервые в жизни корова умерла дома...

А ведь жить ей оставалось последнее лето...

Когда-то мы остановились на пару дней на бретонском хуторе, и хозяйская дочка, студентка брестского биофака, повела нас смотреть на родившегося ночью телёночка. Он стоял на ещё нетвёрдых ножках и мотал головой... А девочка грустно сказала, что они его не оставят, зарежут...

А Херриот, который лечил коров и любил их, и ни на минуту не был равнодушен - отчётливо зная, какая их ждёт судьба...

Мне кажется, противоречия эти абсолютно неразрешимы, и мне кажется, очень важно о них помнить...

Date: 2009-02-20 03:36 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_m_u_/
Только абстрагироваться от этих противоречий. И вообще - ну что толку маяться неизбежным.
Херриота люблю нежно:)

Date: 2009-02-20 11:08 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Ну да

Date: 2009-02-20 03:53 pm (UTC)
From: [identity profile] mrka.livejournal.com
Хотя бы помнить. Необходимо.

Date: 2009-02-20 11:08 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
угу

Date: 2009-02-20 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] alicebrown.livejournal.com
Помнить, да важно.

Date: 2009-02-20 11:08 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
вот и мне так кажется

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 2009-02-21 09:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-03-02 09:44 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-02-20 04:14 pm (UTC)
From: [identity profile] krysochka.livejournal.com
Трудно не согласиться.

Date: 2009-02-20 11:09 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
спасибо

Date: 2009-02-20 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] permosalim.livejournal.com
У нас на Голанских высотах кибуцные коровы иногда уходят рожать в лес. Волки чувствуют по запаху, что корова рожает, и подбравшись к беззащитной корове, загрызают её. В прошлом году мы с детьми,путешествуя по Голанам видели останки таких коров. Страшное ощущение, дети помнят до сих пор. Но мы, наверно, всё же хуже волков: у нас есть выбор, а у них нет.

Date: 2009-02-20 11:09 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
ох, представляю

Date: 2009-02-20 04:36 pm (UTC)
From: [identity profile] matholimp.livejournal.com
Самое сильное воспоминание детства у выросшего в тверской деревне моего отца - как зарезали и съели теленка, вместе с которым он "пасся" целое лето.

Date: 2009-02-20 11:11 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Одного моего знакомого в эвакуации, когда голодно было, накормили телёнком, с которым он дружил... Был тяжелейший нервный срыв. Он это запомнил на всю жизнь, у него возник принцип - знакомых не есть

По поводу неразрешимости

Date: 2009-02-20 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] lena-shagina.livejournal.com
Я не то, что призываю к вегетарианству, но что-то мне подсказывает, что некоторые плантаторы на Американском Юге тоже маялись в свое время абсолютной неразрешимостью противоречий.
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Возможно. И русские помещики тоже.

Date: 2009-02-20 05:17 pm (UTC)
From: [identity profile] muh2.livejournal.com
Не было у меня в детстве никаких противоречий. С равным удовольствием играл с кроликами и свиньей и ел их. Даже забитие свиньи, при котором аудиально присуствовал, не оставило особых впечатлений. Вот такой и вырос. Думаю, что у крестьян, растящих скотину на мясо - та же фигня. Поэтому комментарий об отце из тверской губернии - удивил.

Date: 2009-02-20 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] geish-a.livejournal.com
Меня всегда удивляет, какие разные люди бывают. Удивляет с того самого момента, как в свои 7 лет кинулась с кулачками на мальчиков чуть старше меня, которые вытащили из гнезда голых птенцов и стали их мучать.
Вроде, обычные дети из соседнего подъезда...

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2009-02-20 06:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] geish-a.livejournal.com - Date: 2009-02-20 06:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-02-20 11:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] geish-a.livejournal.com - Date: 2009-02-21 02:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-02-21 11:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2009-02-21 06:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-03-02 09:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2009-03-04 02:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-03-06 10:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2009-03-09 05:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-03-14 01:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] geish-a.livejournal.com - Date: 2009-03-15 02:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-03-15 11:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] geish-a.livejournal.com - Date: 2009-03-15 04:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-03-15 11:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-02-20 11:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2009-02-21 06:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-03-02 09:49 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-02-20 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] sevetra.livejournal.com
Не все так просто.
Я работала в селе общей протяженностью три с половиной года.
Там встречается очень и очень разная мораль.

Кто-то дает ласковые имена и убивает, когда животное становится экономически невыгодным.
А кто-то согласен отдать все, чтобы прооперировать слепого котенка, лишь бы он выжил, четко зная - что из него вырастет слепой кот.
Или просит придумать корсет для цыпленка, которому хорь порвал мышцы шеи и теперь у цыпленка не держится голова.
И врачи это делали, оставляя записи, рисунки, а чуть позже - фотографии...

По разговорам с местными коллегами я знаю, что и несколько десятилетий назад так было.

Касательно вегетарианства - а многие не афишируют. Истерики и нравоучения - надоели.
Домыслы тех, кому кажется, что он будет голоден без мяса - надоели.
И многие прочие домыслы. Чтобы сражаться, нужны большие силы. я уважаю людей, которые их в данном случае имеют.
Я же в данный момент имею силы всего лишь не покупать мясо в магазине и не носить мех, не афишируя это специально. Благо те, кому очень надо, все как-нибудь поймут, а истерические приверженцы "животного белка" - никак не моя аудитория.

Врачи и ветврачи вынуждены были выучить анатомию.
Если ее выучить, становится ясно очень, очень страшное для обывателя - оказывается, у нас и у коров (нутрий, собак, кошек) - не только глаза, носы и лапы как-то слегка похожи. Но даже кости и мышцы, сосуды и нервы... да что там - части мозга - носят одинаковые названия.
И это лишает смысла все остальное.
И, разумеется, Хэрриот все это прекрасно знал.
Но ничего не мог сделать.

Date: 2009-02-20 11:25 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Спасибо. Я не вегетарианка, хотя мне это было бы нетрудно. Мы едим, в основном курицу и рыбу. Могла бы не есть, но ем. Не потому что ощущаю необходимость, а по неудобству делать иначе. У меня полное отчуждение между зверем и мясом. Естественно, что если б мне надо было добывать это мясо, не ела бы. И да, утешаю себя покупкой куриц. которые прожили свою короткую куриную жизнь в счастье, на травке...

Мех несомненно не ношу. И в отличие от еды мяса, ношение меха вызывает отвращение. А кожаную обувь ношу...

(no subject)

From: [identity profile] geish-a.livejournal.com - Date: 2009-02-21 02:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-02-21 11:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sevetra.livejournal.com - Date: 2009-03-03 12:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-03-06 10:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rivig.livejournal.com - Date: 2009-02-21 01:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] geish-a.livejournal.com - Date: 2009-02-21 02:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-02-21 11:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sevetra.livejournal.com - Date: 2009-03-03 11:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-03-06 10:29 am (UTC) - Expand

Date: 2009-02-20 06:39 pm (UTC)
From: [identity profile] geish-a.livejournal.com
Я помню чувство, с которым подошла к кролику впервые после того, как перестала есть мясо (в 19 лет). Чувство было простое и очень четкое: облегчение.
Хотя я перестала есть мясо не из-за этого, но потом получилось так, что вдруг ощутилось чувство вины, которое подспудно жило во мне всю жизнь, но вроде бы не отслеживалось на сознательном уровне. Только задним числом осозналось.

(no subject)

From: [identity profile] idzumi.livejournal.com - Date: 2009-02-22 07:21 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-02-21 01:28 am (UTC)
From: [identity profile] bekara.livejournal.com
"В самой основе жизни заложены противоречия"
под этим я не могу не подписаться
(я не вегертарианец)

Date: 2009-02-21 11:25 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
угу

Date: 2009-02-21 07:07 am (UTC)
From: [identity profile] green-fr.livejournal.com
Я одну умную мысль на днях прочитал, с которой полностью согласился: убивать животных для развлечения и для пропитания - совершенно разные вещи.
О терминологии: вместо "убивать" можно поставить любую степень жестокости, "для пропитания" означает не "чтобы не умереть с голода", а просто "для принятия в пищу", "разные вещи" в том смысле, что первое я не приемлю, второе - приемлю.

А что до противоречия - если согласен с этой фразой, то как-то сразу понимаешь, заводя дома курицу, зачем ты её принёс. Ты знаешь, что ты её съешь, точно так же, как ты знаешь, что твой друг умрёт. То, что дату смерти выбираешь ты - это становится уже деталями. Это не мешает относиться к курице (и другу) так, как ты хотела бы.

Date: 2009-02-21 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Ну, да, естественно, совершенно разные вещи. Но дальше у всех по-разному. В моём детстве иногда продавали живых карпов. Их приносили домой, оставляли на ночь в тазу, а утром били по голове. И говорили - "рыба уснула". Очень было неприятно.
Ну, вот это ещё http://mbla.livejournal.com/551971.html?thread=22214947#t22214947

Джейк в детстве охотился из лука на кроликов, как уйма людей в Новой Англии. Ну, пока однажды кролик, в которого он попал, не посмотрел на него...

А Кавана стал пацифистом фактически после того, как увидел в Бургундии в деревне, как кролик висел над миской живой ещё и истекал кровью...

А в твоей куриной истории кстати, убивали не при детях. И ещё, - думаю, что уровень эмпатии всё же разный с курицей и с коровой или свиньёй...

(no subject)

From: [identity profile] green-fr.livejournal.com - Date: 2009-02-21 12:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-03-02 09:52 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-02-21 11:10 am (UTC)
From: [identity profile] poniashka.livejournal.com
Угу. Я для Вас тут написала http://poniashka.livejournal.com/14785.html

Date: 2009-02-21 11:35 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
спасибо...

Date: 2009-02-22 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] savta.livejournal.com
Ты подняла очень тяжкую тему.

Date: 2009-03-02 09:53 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
угу. я знаю.

Date: 2009-02-22 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] iris_sibirica.livejournal.com
Я был бы рад стать вегетарианцем.
Но, не уверен, что у меня получится.

(no subject)

From: [identity profile] iris_sibirica.livejournal.com - Date: 2009-03-03 12:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-03-06 10:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] iris_sibirica.livejournal.com - Date: 2009-03-07 07:55 am (UTC) - Expand

просто любопытно

Date: 2009-02-22 07:31 pm (UTC)
From: [identity profile] idzumi.livejournal.com
что такое "основа жизни" в данном случае?
экономика, в которой крестьяне выращивают коров, продают молоко, а потом убивают старых животных - это не основа жизни IMHO

Re: просто любопытно

Date: 2009-03-02 09:55 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
так экономика тут ни при чём. Вот волк обязательно ест мясо. И есть люди, которые иначе не могут. А с коровами и вправду непонятно как. Держать старых коров крестьянам неподъёмно. Молоко в какой-то момент становится, видимо, не очень хорошим... Да, лошади, вышедшие на пенсию, всё больше живут на лошадиных фермах. Но ведь коров гораздо больше... Это просто невозможно

Re:

From: [identity profile] idzumi.livejournal.com - Date: 2009-03-03 12:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-03-03 09:49 am (UTC) - Expand

Date: 2009-02-23 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] crivelli.livejournal.com
Слушай, но Херриот ведь не был вегетарианцем?

Date: 2009-03-02 09:57 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Нет конечно. Ну, так я и говорю - тут очевидные неразрешимые ротиворечия, с которыми нужно жить, и которые каждый разрешает сам для себя. Херриот ведь по-настоящему любил этих вот коров, телят... Вспомни хоть историю про первые антибиотики и спасённых телят. И вегетарианцем совсем не был...

Date: 2009-02-23 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] crivelli.livejournal.com
И ещё одно соображение мне пришло в голову, пока я всё это читала. Мы ведь вообще живём в одних противоречиях. И все попытки их разрешить чреваты чудовищными последствиями. Так что лучше, чтоб каждый балансировал на своём канате, не пытаясь затащить на него остальных.

Date: 2009-03-02 09:57 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Да, совершенно согласна

Date: 2009-02-23 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] kukushka-kryaka.livejournal.com
Имхо, разрешимы: человеку нужно много меньше мяса, чем он реально потребляет.
Я практически этого самого мяса не ем: зачем оно мне, после 30?
На мясе отращиваются страшные огромные пузы ... которые причиняют жуткое неудобство хозяевам и загоняют их в палаты реанимации или адже гробы на пару десятков лет раньше отпущенного срока.
Люди тоже от этого неуемного и никчемного потребительства страдают.
Имхо, просто не есть - если тебе этого не надо. Или цену увеличить. НАмного.
А размер порции уменьшить.
И телят можно не убивать: это очень сомнительное мясо, ко всему, насколько я знаю, перепичканное антибиотиками.

Date: 2009-03-02 09:59 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Согласна. Мяса нужно намного меньше. Но всё же для большинства людей вегетарианство неприемлемо, и в любом случае, у каждого свои границы - вот, скажем, птица или тем более рыба - это другой уровень эмпатии. Во всяком случае, для меня так. И для очень многих. В общем, противоречие есть, а решает каждый для себя

April 2026

S M T W T F S
   123 4
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 8th, 2026 07:27 pm
Powered by Dreamwidth Studios