mbla: (Default)
[personal profile] mbla
Проглядывая ленту, чего я не успеваю делать каждый день, попала вчера по ссылке на историю о ребятах, которые больше половины дохода отдают на благотворительность. И была, как очень многие, удивлена недоброжелательности комментирующих, включая людей, которые, вроде бы, обычно вполне адекватны в дискуссиях.

Первое, что приходит в голову, это что у людей разыгралась обычная ксенофобия – отвращение к чужому образу жизни, уверенность в единственной правильности собственного.

Из этой серии, скажем, гомофобия – ощущение части гетеросексуалов, что они живут «правильно», а гомосексуалы – нет.

Казалось бы, какое человеку дело до того, какие ценности у соседа, лишь бы сосед не мешал ему жить. Однако дело есть. И не просто есть – а есть очень острое желание свой выбор жизни объявить «морально» правильным.

Мне с этой точки зрения очень занимательно то, как часть народу накинулась на эту девочку за то, что она не знает, собирается ли заводить детей.

Казалось бы, совершенно ясно, что в современном обеспеченном обществе заводят детей те люди, которые этого хотят, те, кому для радости и полноты жизни нужны дети. То есть из совершенно нормальных соображений самореализации, в которую для них входят дети. Есть и другие люди, те, для кого дети не входят в обязательное, которые самореализуются иначе, и они достаточно часто детей не заводят. И в той, и в другой группе есть счастливые и несчастные, самореализовавшиеся и нет, и казалось бы, живи себе, как хочешь. Но и в той, и в другой группе есть невероятно агрессивные – те, кому нужно, чтоб их образ жизни получил печать – правильная, моральная.

Эти причины злобности комментариев тривиальны.

Но мне кажется, что есть более тонкая причина, чем обычная нелюбовь к чужому.
А именно – некоторый стыд... На самом деле, очень многие из нас, принадлежащих к обеспеченному среднему классу, неоднократно испытывали неловкость, тратя деньги на удовольствия – неделю назад, покупая втридорога вкусные помидоры, из тех, что зимой выращивают на одной определённой ферме, мы говорили об этом с Галкой... Пытались оправдаться, что, дескать, мы ж не только на себя любимых тратим... И на благотворительность даём...

Но кто-то родился в Африке и голодает, и можно прочесть в метро, что за твои какие-то ерундовые евры, за суммы, которых ты не считаешь, ребёнок может пойти в Африке в школу... И жить нормально можно на куда меньшие деньги, чем мы зарабатываем, мы, работающие представители среднего класса... И честное слово, ощущение собственности на деньги мне представляется очень странным – столько в этом случайности. Ну, вот тебе повезло. В Африке не родился, образование сносное получил. Ещё мало ли что.

Желание отдать половину дохода мне кажется очень понятным, хоть я этого не делаю и не сделаю. По эгоизму, по гедонизму...

Из четырёх собак, которые у меня в жизни были, одна была из приюта, другую мы через несколько дней после гибели первой нашли на улице, третья и четвёртая – породистые, купленные. Очевидно, что с моральной точки зрения правильней брать из приюта, или подбирать на улице, но я так сильно и остро люблю щенков больших собак... И очень люблю ньюфов... И делаю не то, что правильно, а то, что хочется.

Я подозреваю, что среди комментаторов наверняка есть люди, которые в самой глубине души ощущают несправедливость того, что они живут хорошо, а кто-то другой сильно плохо – и высказывают своё неодобрение, чтоб заглушить совесть...
Page 1 of 6 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] >>

Date: 2012-01-08 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] rasteehead.livejournal.com
второй и последний абзац как-то противоречат друг другу.

Date: 2012-01-08 07:04 pm (UTC)
From: [identity profile] albir.livejournal.com
Частично спорно, но, в целом, верно. Делать то, что хочешь, если это не выходит за нормы общепринятые, правильно. И на помидоры, и на щенков ты за-ра-бо-та-ла!

Date: 2012-01-08 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] orang-m.livejournal.com
удивительно, что так бурно обсуждают.
извини, но кого ебет чужое горе люди обычно очень зациклены на самих себе, и это вообщем-то нормально.
но чтобы так активно обсуждать-осудать поступки другого...

мне всегда было все равно, есть ли у человека дети, и по каким принципам он их заводит/ не заводит.
дети все равно не создают и не оправдывают смысл жизни, ну по моему разумению так.
это то же самое, что ждать от детей любви и уважения просто по факту, что вот мы их родители.

хотят люди отдавать свои деньги - да ради бога, пусть кому-то будет хорошо, можно и потратить их на создание коврика, как одна наша местная художница, которая 100 тыс крон, т.е. почти 643 с половиной тысячи евро истратила на создание из них коврика.
ну вот такой у нее бзик.

Date: 2012-01-08 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
чем же? второй абзац - в лоб, простейшая причина. Мы прекрасно знаем, что она редко верна, если копнуть, человек сложнее. Сознательная причина и подсознательная могут быть очень сложно связаны. И желание разобраться в подспудной мотивации весьма понятно.

Date: 2012-01-08 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
В том, кто заглушает совесть, а кто нет, нам не разобраться. Т.е. да, наверняка есть, но сколько? Не знаю.

Если же смотреть на поверхности, где подспудной мотивации не видно, то видна классическая злоба бюргера на живущего "не так".
И вот что интересно, это что я с ней знаком в нерусском исполнении только по литературе, и только по старой. Последнее по времени - изображение французских крестьян первой половины 20 века, если не первой четверти. Ну, фильм "Breaking the waves", ну ещё писали, что в Штатах во время обострения безопастностной паранойи в каких-то городках в кафе не обслуживали студентов, хотя плохо верится. Но вообще - мы с такой реакцией не по-русски не сталкиваемся.
А по-русски она массовая.
И описывается она - если не копаться в скрытой мотивации - очень просто: он не уважает своих денег, так ведь он может и моих не уважить! Караул! Схватить и наказать.
Классика, просто в прочем мире уже ушедшая.

Date: 2012-01-08 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] ra-net-ka.livejournal.com
"люди, которые в самой глубине души ощущают несправедливость того, что они живут хорошо, а кто-то другой сильно плохо " - по-моему, это как раз про этих ребят. А тем, кто их осуждает, наверное, такое положение дел кажется очень справедливым, а Джулия и Джеф им кажутся сомневающимися в этой прекрасной справедливости. И это их раздражает.

Date: 2012-01-08 08:10 pm (UTC)
From: [identity profile] mur-ena.livejournal.com
У меня первой ( да и последующими) мыслями при чтении ссылки было - ну и что?
Нравится людям так жить. Да за ради Бога.

Скорее всего люди так озлобленно выражают свои мысли по этому поводу из-за того, что свою точку зрения считают истинной.

Date: 2012-01-08 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_ea_/
Видела немало ссылок, но никак не могла взять в толк, отчего такой резонанс... посмотрела сейчас краем глаза.

Молодые люди - молодцы, думаю, что если они решат завести детей или куда-то съездить, то сделают это, по доброй воле, но без фанатизма. А так они молодцы, я вот знаю немало отзывчивых людей. Обычно, правда, они сами бедны, но ведь бедность понятие относительное.

Date: 2012-01-08 08:44 pm (UTC)
From: [identity profile] mrka.livejournal.com
Вот я только начав читать, хотела сказать: это от стыда. И ничего тут не попишешь.

Date: 2012-01-08 08:52 pm (UTC)

Date: 2012-01-08 08:59 pm (UTC)
From: [identity profile] vovaminkin.livejournal.com
Во многом согласен. Удивительно, как "перекликнулись" мои мысли по поводу твоего предыдущего поста (про мальчика из Сент-Этьенна), и вот этот пост: дело в том, что я, прочитав про васхи с Лионелем "сюси" по поводу этого мальчика, задумался - почему это меня так раздражает вот эта, очень нередкая во Франции, ситуация, когда, вроде бы неплохие ребята, а девушки даже и чаще, вместо того, чтобы "рвать жилы" и биться за то, чтобы быть среди "лучших", попасть в Нормаль, Политехник, или там Сьянс По, предпочитают вот так жить, как...травка растет. Год - на Филипинах, потом вернуться, где-то пристроиться "асситсан-сосьяль" (как когда-то Лионель или этот мальчонка, потом поучиться, ...чему-нибудь и как нибудь...Потом - в Индию или в Камерун, помогать тем, "кому меньше повезло", потом поселиться где-нибудь на старой ферме на берегу Луары, с такой же подружкой, родить (или не родить) пару детей, днем -ловить рыбу, вечером -играть в самодеятельном джаз-оркестре, жить на пособие плюс на деньги, получаемые за своих детей...А я еще знаю, когда берут трех-четырех афро-азиатских детенышей - на них особые деньги, типа "семейный детсад"...
Ну вот не по духу мне эта пожизненная "расслабуха",...даже и с "социальной компонентой"...А их все больше и больше...И, похоже, мои обе туда же угодят, в "праздношающихся и праздноболтающих", с "правильным социальным настроем и желанием помочь всему миру, но с огромным нежеланием тяжело работать.

Все дело в том, что есть некий юношеский "протест", а есть банальная лень...Как и когда одно начинает переходить в другое (и, постепенно, превалировать), вопрос отдельный в каждом конкретном случае...

ПыСы Предвидя "вопли беотийцев", напомню, что ведь и вам с бегемотом изначально "намазано" не было, однако масло было сбито, и на пособие не сели... Тяжко и повседневно, но никаких "сюсей" про Катманду и боливийских индейцев (т.е. в ЖЖ - скоко угодно, а вот "бросить все - и в Урюпинск", все ж слабо. Мы - из другого теста...)

Date: 2012-01-08 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] 9-jizney.livejournal.com
А я, знаешь, о чем почему-то подумала, когда читала там комменты? Что многие из осуждающих за "излишнюю радикальность" охотно будут себя истязать и лишать удовольствий с одной-единственной целью - стать тощее, чем природа им назначила! Да и денег угрохают на это неимоверное количество... а вот если кто-то себе в чем-то отказывает не с целью похудеть - это почему-то их раздражает :)

Date: 2012-01-08 09:16 pm (UTC)
From: [identity profile] amerik.livejournal.com
Эти Джулия и Джефф не так уж плохо зарабатывают для своего
возраста, для меня в 24 года те 22 тысячи, что они "оставили себе",
были вполне солидной суммой. Неимение машины горячо приветствую,
сами автофобы, и денег оно, судя по всему, и правда экономит кучу;
а детей им по сегодняшним стандартам еще рановато. Вроде бы никакого
отношения к тому, о чем ты говоришь.

Про рванье жил и тяжелую работу забавно слышать от коллеги :)

Date: 2012-01-08 09:22 pm (UTC)
From: [identity profile] pipa-surinamska.livejournal.com
Библия, клеймящая гомосексуализм Содомским грехом, по-Вашему, тоже лишь выражение "ощущения части гетеросексуалов", не имеющее права на объявления о моральной правильности?

Date: 2012-01-08 09:35 pm (UTC)
From: [identity profile] vovaminkin.livejournal.com
А я не об этой паре. Я - о терпимости и нетерпимости. Мне вот сильно не по душе очень, впрочем, симпатичные люди, которые так живут, всю жизнь, как я описал. ( Вполне конкретную знакомую мне семью из окрестностей Анжуйска. Оба - симпатичные, еще молодые (но постарше тебя будут :)). Она ведет какие то "оздоровительные танцы", бесплатно, он - днем ловит рыбу на Луаре, для себя, не профессионально, а вечером
играет в клубе в оркестре. Тоже для себя, непрофессионально, но, наверное, неплохо. Живут, в основном, на "детские"(трое своих, трое приемных-африканцев, причем свои старшие - в "Ваньках Жуковых у младшеньких
приемных. Похоже, что старшие тоже пойдут тем же путем. Дочь - танцует, "для себя"...Сын помогает отцу на рыбалке...Оба получили какой-то там БАК, но никаких намерений чему нибудь "серьезномуь поучиться, или где нибудь "серьезно" поработать - увы, не наблюдается..

А твой "смайлик" я, честно говоря, не понял. Мне кажется, что пятидневка преподавания калькулюса "инженерам" или дескриптивной статистики "биологам", даже разбавленная интегралами по путям "теорфизикам" - это "рванье жил" (прввда, Жорж Данден сам этого хотел...)

Date: 2012-01-08 09:40 pm (UTC)
From: [identity profile] amerik.livejournal.com
192 часа - это примерно 8 часов семинаров или 5 часов лекций в неделю.
Любой учитель засмеет. Другое дело, что хочется заниматься чем-то
более осмысленным, а лично мне, например, тупая французская линейная
алгебра для первокурсников так портит настроение, что сесть за
математику потом непросто себя заставить. Но "рваньем жил" это никак
не назовешь, просто черный депресняк :)
в Вышке сильно лучше с этим (пока, по крайней мере).

Date: 2012-01-08 09:50 pm (UTC)
From: [identity profile] oldin.livejournal.com
Честным просто надо быть с самим собой. Вот как ты: понимаю, но не поддержу. Мы опять свопадаем )). Честность - это ведь не больно и очень удобно. Себя, даже не очень хорошего, ведь все равно любить не перестанешь ))

Date: 2012-01-08 10:03 pm (UTC)
From: [identity profile] vovaminkin.livejournal.com
Вообще-то, про"рванье жил", я не про себя, а про нежелание подавляющего большинства молодых ребят учиться, готовиться к конкурсам и т.д. Я, по молодости, сильно удивлен был знакомством с французской стажеркой, которая приехала на год на мехмат к тогдашнему замдекана,человеку, мягко говоря, "антинаучному". Я ее спрашиваю,-ты что? С ума сошла? У вас в Еколь Нормаль и в Жюссье - можно классно научиться всему, чему этот м...к никогда тебя не научит...-Ну, -отвечает- я не такая умная...Потом, хочу год в России пожить ( мама - профессор Сорбонны, переводчица Солженицына, исследователь Цветаевой...) Весь "стаж" промоталась по Союзу(везде, куда мы ее смогли "нелегально", под видом "прибалтки", отправить) и проиграла в университетском оркестре на флейте. Кстати, таким образом, давая частные уроки флейты, она и живет посейчас - милая уже пожилая француженка, весьма симпатичных взглядов - НО ВЕДЬ ЭТО - НЕ ПРОФЕССИЯ. Я вот о чем.

Date: 2012-01-08 11:13 pm (UTC)
From: [identity profile] lamantyn.livejournal.com
Но кто-то родился в Африке и голодает, и можно прочесть в метро, что за твои какие-то ерундовые евры, за суммы, которых ты не считаешь, ребёнок может пойти в Африке в школу...

Проблема в том, что голодает не ребенок, а сотни миллионов ребенков. Уже 7 миллиардов на Земле наплодилось.
И никаких ерундовых евро на них не хватит.
И всех неерундовых не хватит.

Date: 2012-01-08 11:23 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
ну простите, странно, мне кажется, цитировать то, что я наверняка читал (слухом земля полнится, да и попросту Нис у меня в ленте) и с чем во многом несогласен, и что я явно учёл, формулируя свой комментарий.

Date: 2012-01-08 11:49 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
ну тебе не по дуще, а мне по душе. Точнее, я хочу, чтобы были и те и эти, мне скучно, когда только муравьи.
Кстати, бывают те, кто полжизни так, а полжизни сяк. Порасспроси-ка Ленку.
БОльшая часть таких людей отнюдь не живёт на "детские", твои - исключение скорее.
Бывает, что такая жизнь приводит к дикому разочарованию, когда уже слишком поздно. Безусловно. А бывает, что человек обнаруживает, что жил всю жизнь праведным муравьём и ему обрыдло, но уже слишком поздно. Все комбинации бывают.
Главная ценность общества для меня - возможность в нём жить очень по-разному. В том числе и мотылькам. Без них скучно.

Date: 2012-01-08 11:53 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Вы куда-то не туда пришли. Здесь не полагают Библию святой истиной, гомосексуализм грехом, и не употребляют выражения "моральная правильность", особенно в религиозной подаче.

Date: 2012-01-09 12:58 am (UTC)
From: [identity profile] nornore.livejournal.com
Ленка, ну нет в этом ну ни малейшей несправедливости, в том, что ты живешь хорошо, понимаешь в чем дело :-) Ну нету. А у этих, подсевших на благотворительность, у них просто комплекс вины, надо к психуятору. Об этом и все комментарии.

Date: 2012-01-09 01:22 am (UTC)
From: [identity profile] anna-i.livejournal.com
Про комментаторов я ничего сказать не могу, я это прочитала по ссылке у Юкки, и там же написала что не вижу причин ни для осуждения, ни для восторга. Подумав ещё немножко на эту тему, могу сказать следующее. Мне эта девочка безусловно более симпатична чем богатые местные детки, которые на деньги родителей ездят строить сортиры в Коста-Рика, чтобы потом было чего написать в . Её желание или нежелание иметь детей меня совершенно не волнует. Причина, по которой она сомневается заводить ли детей, мне внушает некоторые опасения, особенно с совокупностью того, что она написала про стариков, которые не в состоянии платить по счетам. Я не уверена что до конца поняла что она хотела сказать, но ощущение такое, что в её глазах человеческая жизнь имеет ценность только в том случае, если она полезна обществу. Что совершенно чудовищно и является этаким фашизмом в розовой оболочке. Опять же, может быть она совсем не это имела в виду.

Зависти же я не испытываю потому что с моей точки зрения это какой-то весьма примитивный способ жить и делать добро. Скажем так, человек, который не думает о всеобщем благе, а занимается тем, чем ему интересно, например какой-нибудь учёный, врач, или инженер, имеет намного больше шансов осчастливить человечество, чем эта девочка с её жалкой зарплатой. У нас есть знакомый врач-онколог, типичный такой супер-ачивер, который зарабатывает около миллиона, так вот он недавно изобрёл новый способ облучения, который намного эффективнее старого. Я думаю что он не очень при этом заботился о common good, а просто любит свою работу и вообще хороший врач. Короче, с моей точки зрения от этой парочки больше шума, чем толка, это слегка раздражает.

Date: 2012-01-09 01:27 am (UTC)
From: [identity profile] san-diegan.livejournal.com
Лена, я два слова сказал, уже не помню где. Я никак не понимаю, чем вызвано такое горячее рукодрожащее обсуждение. Уже с привлечением экономических знаний и безумных прогнозов. Яйца выеденного или невыеденного стоит эта "проблема". В общем, я с теми, кто говорит, что это их личное дело. Хотят, делают. И всё. Нравственную оценку лучше давать только себе. А Там Спаситель решит. Разумно полагать, что раздать состояние настоящим или сомнительным нищим и пустить семью по миру, это неверное решение. А быть удавленно жадным тоже не красит.
Я задумываюсь иногда, вот кому бы послать, мелко посылаю, а иногда подумаю, что посылаю двухдневную трудную работу моей жены. А вот мы на острова скоро поедем. Но это только моё решение, мои сомнения, и никому в мои решения соваться нехуй. Как и к тому, с кем я сплю или не сплю, например.
Page 1 of 6 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] >>

February 2026

S M T W T F S
12345 67
89 1011121314
151617 18192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 21st, 2026 03:41 am
Powered by Dreamwidth Studios