mbla: (Default)
[personal profile] mbla
Несколько раз в эти дни я видела упоминание об убийствах в еврейской школе, совершённых в Тулузе Мухамедом Мера.
И каждый раз в контексте – «убивали евреев, и никто не вышел с табличкой «я еврей»», или «пока убивали евреев, никто не шевелился», или ещё что-то подобное.


Хотелось бы напомнить историю.

В марте 2012-го года произошло несколько убийств.

Первое случилось в Тулузе. 11-го марта выстрелом в голову был убит сержант парашютного полка по имени Imad Ibn-Ziaten, по происхождению марокканец.

Как потом выяснилось, убийца связался с ним по интернету, где сержант поместил объявление о продаже мотоцикла. Будущий убийца и будущая жертва договорились о встрече, на которую убийца приехал на скутере. Как стало потом известно, он потребовал от жертвы лечь на землю, тот не подчинился, и был убит стоя, выстрелом в голову. Убийца уехал на скутере.

15-го марта в Монтабане были убиты ещё двое военных, а третий тяжело ранен, он остался парализованным. Нападение было совершено возле находящегося рядом с казармой банка, где все трое доставали из банкомата деньги.

Один из убитых, Abel Chennouf, по религии католик, по происхождению алжирец. Второй Mohamed Legouad – мусульманин алжирского происхождения. Третий, Loïc Liber, никакого, судя по имени и фамилии, не имел отношения к северной Африке. Видимо, он случайно оказался рядом.

Все эти ребята служили в одном полку. Полк воевал в Афганистане.

Эти убийства никого вне Франции особенно не заинтересовали.

Во Франции стали сначала искать "одинокого волка", предположительно неонациста, поскольку убитые были северо-африканцами.

Солдат заперли в казармах. Вероятно, это спасло жизнь ещё одному человеку северо-африканского происхождения, за которым охотился убийца.

Не сумев добраться до солдат, 19 марта Мухамед Мера отправился убивать в еврейскую школу в Тулузе, где он убил четырёх человек.

Как выяснилось, вне Франции помнят только про расстрел в еврейской школе, про остальные убийства благополучно забыли.


Жертвой теракта, направленного против толпы, как и жертвой уличного происшествия, может стать любой человек, оказавшийся в ненужное время в ненужном месте.

Даже если у представителя какой-то группы населения больше шансов стать жертвой, чем у представителя какой-то другой, всё равно, теракт против толпы – лотерея.

В случае исламистских терактов очень желательно помнить, что первая группа населения, которую они хотят изничтожить, это не евреи, а «бывшие мусульмане», или даже не бывшие, а просто обычные мусульмане, которые сотрудничают с государством. А иногда просто выходцы из какой-нибудь мусульманской страны, живущие в Европе и никого не трогающие.

Все забыли о терактах в Париже лет двадцать назад, тех самых, после которых вместо нормальных урн появились полиэтиленовые пакеты – после того, как взорвалась урна около Этуаль. Это была серия терактов во время алжирских выборов, где отвратительное военное правительство боролось с ещё более омерзительными исламистами.

Терактов было несколько, и кажется, то ли первый из них, то ли второй – это был взрыв на дешёвом рынке около бульвара Барбес, в самом центре северо-африканского квартала. Этот рынок – место скопления выходцев из Северной Африки.

У меня есть знакомая, с которой мы вместе были в аспирантуре. Она из Алжира, умеренная мусульманка, совершенно светски одевается, по-светски живёт, но, как довольно многие выходцы из Северной Африки, по традиции она Рамадан соблюдает и мусульманкой себя считает. Ей вскоре после этих парижских терактов потребовалось съездить к родителям, а на улицах в Алжире тогдашние «мусульманские братья» иногда хватали женщин без чадры и линчевали. Наша общая научная руководительница сказала ей что-то вроде того, что если уж так необходимо именно сейчас ехать в Алжир, так, может, она наденет там чадру, чтоб обезопаситься. Насера на это ответила, побледнев (я один раз в жизни видела, как человек бледнеет), что лучше она умрёт.

Можно сделать себе табличку «я еврей», или «я бывший мусульманин», или «я мусульманин, но ненавижу религиозный фанатизм» – и это будет идентификация себя с жертвами, с группами населения, вызывающими ненависть у мусульманских фанатиков.

Но смысл лозунга «я шарли» совсем другой. Люди солидаризируются не с жертвами, а с людьми, которые сознательно шли на риск, защищая свои непреложные ценности, в которые входят свобода слова и право смеяться над чем угодно.

И когда человек берёт табличку «я шарли» – он заявляет о собственной готовности не сдаться.

Ахмед, человек, который патрулировал улицу, выполнил свои профессиональные обязанности, и погиб. Он вызывает восхищение и уважение, как, например, те пожарники, которые тушили пожар в Чернобыле, или как врачи и медсёстры, которые борются с эболой.

Был ли он мусульманин, не был ли, несущественно.

Да, в плакате «я Ахмед» его имя было использовано для иллюстрации ещё одного основополагающего тезиса: «я с вами несогласен, но готов умереть за ваше право высказывать враждебную мне точку зрения». Мне, кстати, не кажется разумным, только исходя из его мусульманского имени, использовать для этой цели человека, про которого совершенно неизвестно, каков был его взгляд на карикатуры.

А вот плакат «я - полицейский» кажется мне осмысленным. Я – полицейский, то есть я рискую, выполняя свои профессиональные обязанности.

Date: 2015-01-12 04:03 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Или ты чувствуешь совсем не то, что я. Да, у меня нет большей связи с евреями, чем с неевреями. Мне кажется, тут бессмысленно друг друга в чём-то убеждать. Наверно, неэтнический этнос, с которым я себя соотношу - это русская интеллигенция, которая живёт повсюду, а дальше на следующем уровне - да, Франция, и Россия, включающая какую-нибудь заснеженную деревню, и еврейство ещё дальше - только восточно-европейское через ушедших из местечка бабущек и Шагала, как-то так. С моей точки зрения ты чего-то другого важного для меня не чувствуешь. Но нам же не нужно от этого ссориться? У нас есть то общее, где мы встречаемся :-)))

Date: 2015-01-12 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] savta.livejournal.com
Нет, ссориться мы не будем, хотя мне, девочке из украинского села, вышедшей замуж за русского мальчика и волей случая оказавшейся в Израиле с тремя не говорящими на русском языке внуками, странно, что мы не находим общего в такой кровно важной теме.

Date: 2015-01-12 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
не знаю даже, чем важна тема. Про кровь я совсем не понимаю. Про воспитание, образование, - это да, про соотнесение с теми, кого преследуют, тоже да, а дальше, правда, - не понимаю, не чувствую, не соотношу. Израиль для меня был экзотичен. Ну, я специально поехала так, чтоб только Димка показал, что можно за неделю успеть, никаким знакомым не признаваясь, именно, чтоб поглядеть, а в гости не ходить. Вот русский язык мне жизненно важен... Франция мне родная. За Россию мне больно, как за чужое не бывает, и память очень острая, я ведь недаром, когда пост Ириса перепечатала, поставила в сабжекте "про любовь"... Из мужей моих - первый точно такой же как я еврей, второй американец ирландско-польского происхождения, третий Васька, в котором всё намешано, что можно и нельзя - он очень любил - эфиёп-твою мать в качестве национальности, а вообще по сути, конечно, русский, именно русский характерологически

January 2023

S M T W T F S
1 234567
89101112 13 14
151617 1819 2021
222324252627 28
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 28th, 2025 04:57 pm
Powered by Dreamwidth Studios