mbla: (Default)
[personal profile] mbla
У Фроста та же ересь немыслимой простоты, что у позднего Пастернака. Та же втянутость в вечность – как на средневековых календарях – осень, зима, весна, лето.

«Снег идёт» - винтовая чёрная лестница ввинчивается в небо, снежинки падают на ступени, белая пелена.

А у Фроста сверкающий лист на зимнем дереве – райской птицей, напоминанием.

Выходить по утрам из дома – оглядывать деревья, идти через поле и свидетельствовать – осмыслять, создавая, создавать, свидетельствуя.

В нерукотворном мире кажется, что быть свидетелем, нет, всё-таки не молчаливым, достаточно. В рукотворном что ж – улицы – длинные вещи жизни, Ночное кафе Ван-Гога, пивная пена, велосипеды, огни, столики.

Оба, и Пастернак и Фрост, видимы миру – вот как у Фроста «Двое видели двоих» - двое оленей двух человеков, двое человеков двоих оленей.

Но очень большая разница между Пастернаком и Фростом – Фрост ещё и хозяйствовал.

Непонятно, почему «землю попашет, попишет стихи» представляется нам странным.

Казалось бы, что может быть естественней для фермера, чем размышлять. Фермерство – цельная независимая работа, в которой человек никак не должен быть отчуждён от мира.

Представить себе, что жизнь проходит в завинчиванье гаек на конвейере, или за кассой, страшно, а растить сад, доить коров – задумчивый труд, как тут не пытаться понять, как не радоваться мирозданью. «Я за работой земляной с себя рубашку скину и в спину мне ударит зной и обожжёт как глину.»

И как не думать о страшном, свернувшемся под кустом в углу, – и времени-то – короткий зимний день,

«A winter garden in an alder swamp,
Where conies now come out to sun and romp,
As near a paradise as it can be
And not melt snow or start a dormant tree.

It lifts existence on a plane of snow
One level higher than the earth below,
One level nearer heaven overhead,
And last year’s berries shining scarlet red.

.....

A feather-hammer gives a double knock .
This Eden day is done at two o’clock.
An hour of winter day might seem too short
To make it worth life’s while to wake and sport.»

....

«Здесь дорога спускается в балку,
Здесь и высохших старых коряг,
И лоскутницы осени жалко,
Всё сметающей в этот овраг.

И того, что вселенная проще,
Чем иной полагает хитрец,
Что как в воду опущена роща,
Что приходит всему свой конец.»
....

мимо темы

Date: 2007-11-16 01:02 am (UTC)
From: [identity profile] idzumi.livejournal.com
Вы извините, пожалуйста, если я поперек борозды, но мне идеализация крестьянского труда смешной кажется, по меньшей мере. Особенно для России - не знаю, может, в теплых европах это как-то иначе. Не помните разве колхозные разнарядки советского времени? (мне ли напоминать; однако это одно из самых жестких воспоминаний детства, именно бессмысленностью и тяжестью труда, никаких иных возможностей не оставляющего)
из цезарей капусту сажать, может быть, и возможно, а вот с грядки в философы - ни разу не наблюдала.

Re: мимо темы

Date: 2007-11-16 03:14 am (UTC)
From: [identity profile] bzeev.livejournal.com
А как же
"Шумит как улей родной завод, а мне-то !@#":^" и т.д.

Довольно философски. Хотя и не крестьянское, но вряд ли Цезарем сочинено.

Re:

Date: 2007-11-16 04:51 pm (UTC)
From: [identity profile] idzumi.livejournal.com
незнакомое творчество, не могу оценить уровень философской абстракции.

Re:

From: (Anonymous) - Date: 2007-11-16 09:27 pm (UTC) - Expand

Re: мимо темы

Date: 2007-11-16 07:35 am (UTC)
From: [identity profile] thawing-wind.livejournal.com
Ну, не знаю. У меня прадед был крестьянин. Грамотный и вполне себе склонный к философии.:) Правда, я подозреваю, что современные городские жители его философию бы не оценили.:)

Re: мимо темы

Date: 2007-11-16 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] ksl-aka-serg.livejournal.com
Совершенно с Вами согласен. Посмотрите мой коментарий чуть ниже.

Re: мимо темы

Date: 2007-11-16 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com
У меня прапрадед был крестьянином, а в свободное от работы время читал романы. И на скрипке играл.

Re:

Date: 2007-11-16 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] idzumi.livejournal.com
Вы были хорошо знакомы со своим прадедом? вели с ним философские беседы?
позвольте Вам не поверить.

(no subject)

From: [identity profile] thawing-wind.livejournal.com - Date: 2007-11-16 09:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] idzumi.livejournal.com - Date: 2007-11-16 10:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-16 11:51 pm (UTC) - Expand

*устало*

From: [identity profile] idzumi.livejournal.com - Date: 2007-11-17 12:10 am (UTC) - Expand

Re: *устало*

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-17 12:24 am (UTC) - Expand

Re: *устало*

From: [identity profile] idzumi.livejournal.com - Date: 2007-11-17 12:34 am (UTC) - Expand

Re: *устало*

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-17 12:41 am (UTC) - Expand

Re: кстати да

From: [identity profile] idzumi.livejournal.com - Date: 2007-11-17 12:53 am (UTC) - Expand

Re: кстати да

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-17 11:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] idzumi.livejournal.com - Date: 2007-11-17 12:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-17 11:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] idzumi.livejournal.com - Date: 2007-11-17 12:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-17 12:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] idzumi.livejournal.com - Date: 2007-11-17 12:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-17 11:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ksl-aka-serg.livejournal.com - Date: 2007-11-19 02:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-27 07:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-16 11:42 pm (UTC) - Expand

Re: мимо темы

Date: 2007-11-16 08:14 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Ну, всё-таки Фрост американский фермер, причём в 20-ом веке, когда жизнь стала полегче, а не о русском крестьянине у помещика, или в колхозе, в общине. И кстати, о вполне материально крепком фермере, не о батраке на чужой ферме. Мне кажется, разница в очень многом. И в том, что фермер - это одиночество некоторое, собственный крепкий дом, а крестьянин русский - чудовищная скученность в избе, невозможность остаться одному. Потом русский крестьянин - история труда на дядю, подневольного. С грядки в философы - ну, вот я знала одного швейцарца, защищавшего диссертацию как раз по философии, а происходил он из крошечной горной деревни. На мой вопрос о том, как это он выбрал именно философию, он сказал, что всё от папы-лесоруба - он был философ, и вечером у камина с детьми разговаривал. Да, кстати, у моего знакомого пара пальцев были оттяпаны топором. Так что и он не чужд был. :-))

Re: мимо темы

Date: 2007-11-16 10:08 am (UTC)
From: [identity profile] ksl-aka-serg.livejournal.com
> И в том, что фермер - это одиночество некоторое, собственный
> крепкий дом, а крестьянин русский - чудовищная скученность в
> избе, невозможность остаться одному.

Очень всё по разному было. Видела бы ты сибирские избы.

Не помню, рассказывал или нет о своем путешествии с геологами по Енисею. (Если нет, то надо рассказать - интересная поездка была.) Мы там таких мыслителей-философов встречали! Серьезно.

Да, даже если не брать свободную Сибирь, то тоже было всё по-разному. Взять к примеру моего прадеда. Деревня в средней полосе, просторный дом, огромное приусадебное хозяйство. Никакой скученности. Великого ума был человек. После революции отправил детей получать высшее образование. Любил пофилософствовать. К деревне вела проселочная дорога, которая была похоже на парковую аллею в Михайловском - огромные липы. Он сам их в молодости посадил.

А вот в Вологодской области мы с таким убогим бытом встречались...

Так что, неоднозначно всё.

> Потом русский крестьянин - история труда на дядю, подневольного.

Тут ты ошибаешься. Если не говорить про полную закрепощенность в советское колхозно-совхозное время, крестьянин трудился на себя. Дом, корова, лошадь, урожай - все это принадлежало ему. Часть он, правда, должен был отдать...

Это я все говорю, не что бы с тобой в очередной раз поспорить, а к тому, что абсолютно согласен с этим:
"Казалось бы, что может быть естественней для фермера, чем размышлять. Фермерство – цельная независимая работа, в которой человек никак не должен быть отчуждён от мира."

Re: мимо темы

From: [identity profile] ksl-aka-serg.livejournal.com - Date: 2007-11-16 10:09 am (UTC) - Expand

Re: мимо темы

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-16 11:55 pm (UTC) - Expand

Re: мимо темы

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-16 11:54 pm (UTC) - Expand

Re: мимо темы

From: [identity profile] ksl-aka-serg.livejournal.com - Date: 2007-11-17 01:49 pm (UTC) - Expand

Re: мимо темы

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-17 11:13 pm (UTC) - Expand

Re: мимо темы

From: [identity profile] ksl-aka-serg.livejournal.com - Date: 2007-11-19 02:48 pm (UTC) - Expand

Re: мимо темы

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-27 07:46 pm (UTC) - Expand

Re: мимо темы

From: [identity profile] ksl-aka-serg.livejournal.com - Date: 2007-11-17 01:54 pm (UTC) - Expand

Re: мимо темы

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-17 09:05 pm (UTC) - Expand

Re:

Date: 2007-11-16 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] idzumi.livejournal.com
а, если с таким количеством оговорок и дополнительных условий...
наверное, надо было мне посмотреть определение фермера сразу. вот словари пишут, что фермер - это предприниматель, а "основная масса фермерских хозяйств велась на базе использования труда наёмных рабочих". в таком контексте, конечно, почему бы и не пофилософствовать.
в общем, недопонимание произошло. извините.

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-16 11:56 pm (UTC) - Expand

Re: мимо темы

Date: 2007-11-16 09:40 pm (UTC)
From: [identity profile] thawing-wind.livejournal.com
Ну, вот я не знаю.:) По рассказам отца, который у деда своего жил перед войной и после нее, у него и тогда был собственный дом, который он сам построил и жил в нем вполне благополучно еще до революции.:) А книжки он, прадед, читал, и с детьми и внуками беседовал по вечерам. И что-то у меня сложилось впечатление ( я не исключаю, что ошибочное, так как я к историческим фактам крайне безразлична, а запоминаю эмоциональную оценку событий их участниками), что подневольным в каком-то смысле труд прадеда стал после революции, до того все было как-то иначе.:) Похожую точку зрения, кстати, слышала от своей подруги, у которой тоже крестьянские предки.

Re: мимо темы

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2007-11-16 11:56 pm (UTC) - Expand

Date: 2007-11-16 05:00 am (UTC)
From: [identity profile] orang-m.livejournal.com
я тоже об этом часто думаю.

Date: 2007-11-16 08:15 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Я вот сначала, читая Фроста, изумлялась, а потом подумала, что изумляться-то нечему. И у него же очень много именно связанного с трудом повседневным.

Date: 2007-11-16 07:53 am (UTC)
From: [identity profile] lena-shagina.livejournal.com
Пастернак тоже хозяйствовал. На "приусадебном участке" в Переделкино.

Date: 2007-11-16 08:15 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Да, конечно. И вроде очень это любил.

Date: 2007-11-16 08:43 am (UTC)
From: [identity profile] enfante.livejournal.com
но не от нужды
а так за ради удовольствия
это не в счет))

Date: 2007-11-16 08:53 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Почему ж не в счёт? Не совсем. Не такая уж маленькая часть человечества занимается на работе тем, что доставляет удовольствие.

Date: 2007-11-16 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com
Очень логично -- пока руки заняты одной работой, можно думу думать.

Date: 2007-11-16 11:57 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Не совсем так. Заняты отнюдь не только руки. Это эмоционально вовлекающая работа часто.

(no subject)

From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com - Date: 2007-11-17 08:28 am (UTC) - Expand

Date: 2007-11-16 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] savta.livejournal.com
Ой, как хорошо было читать! И о них так хорошо и понятно, и тебя так слышно. Кажется, что вижу выражение лица!
Спасибо, дорогая!

Date: 2007-11-16 11:58 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Спасибо, Танька. Я так рада, что тебе приятно это читать!

Date: 2007-11-16 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] mrka.livejournal.com
мрр

Date: 2007-11-16 11:59 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
хррмп. Вижу, спишь уже, не превращаешь ночь в день

February 2026

S M T W T F S
12345 67
89 1011121314
151617 18192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 20th, 2026 08:14 am
Powered by Dreamwidth Studios