mbla: (Default)
[personal profile] mbla
Мы как-то вспомнили в разговоре о том, что так и не поняли когда-то, истинные ли письма Каверин опубликовал, или выдуманные.

Я решила перечесть, чтоб поглядеть свежим взглядом.

...

В то, что Каверин сам написал письма Лизы Тураевой, я не верю. Каверин, наверно, был очень хорошим человеком, но писатель он - самый заурядный соцреалист, не владеющий языком. По большому счёту, мало отличается от Дудинцева и других жующих жвачку неубедительных авторов. Я для очистки совести даже прочитала другой роман, помещённый в тот же том, что "Перед зеркалом". Названия не запомнила - чего-то про НИИ, про биологов честных и нечестных - совсем мёртвое - непонятно даже, как это могло считаться литературой.

А тут письма - живейшие, - читаешь, не отрываясь, как своё, родное. И ещё - поразительно - видишь картины Лизы Тураевой, начинаешь представлять, что за художник она. Только вот при поиске в Гугле ничего не находится. Каверин сменил имена, - да, конечно. Но сколько было русских художников-эмигрантов? И ещё мы знаем, что женщина, и что умерла до войны. И - Париж, а до того Константинополь. Казалось бы, легко должно быть вычислить, о ком речь, а вот ничего не получается...

В предисловии Каверин говорит, что сохранил имена известных людей. И в самом деле, по имени названы Гончарова, Добужинский...

А Цветаева у него - Лариса Нестроева. Ну, Цветаева в конце шестидесятых - начале семидесятых, когда писался роман, была полулегальной. Поразилась я вот чему - кажется, ни я, ни окружающие, все этот роман тогда читавшие, Цветаеву не опознали. Можно, конечно, предположить, что я с тех давних пор забыла о присутствии в тураевских письмах Цветаевой, но и это тоже странно.

Оживает география. Наши пригороды - наш Медон, соседний Кламар - до войны были дешёвыми, и там селились небогатые русские. Цветаева и Бальмонт в Медоне, Бердяев в Кламаре. У Каверина мелькают знакомые места. И совсем иначе видишь цветущую черешню в крошечном садике, к которой Цветаева в гости ходила.

Что ж - "географии примесь к времени есть судьба"

Date: 2010-12-28 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] poor-old-eeyore.livejournal.com
Ну это ты слишком :(
Конечно, он не блестящий стилист, но сказки у него были милые, а "Два капитана" я в молодости перечитывала сто раз.
Да и его выступление на съезде писателей, которое я перепечатывала для Самотздата, было прекрасно написано.
И вообще человек был хороший, а брат его так и вовсе гений :-)

Date: 2010-12-28 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
сказки мне когда-то нравились, перечитывать я не пыталась. "Два капитана" в детстве читала неоднократно, попыталась перечитать и не смогла совсем, показалось совершенно топорным. А человек, конечно, хороший.

Date: 2010-12-28 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] vovaminkin.livejournal.com
О, Ленка! Вот первый раз "не совпали"...Я с "придыханием" в начале 70-х читал
"Перед зеркалом". Молодой был, глупый...Однако, Каверина считал и считаю писателем
хорощим, правда, зять его, лучше...сильно лучше. Очень люблю «Скандалист...» и «Исполнение желаний».

Date: 2010-12-28 05:43 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Так "Перед зеркалом" и я тогда с придыханием, и сейчас с огромным удовольствием. А вот ты попробуй перечитать остальные книги сейчас. Я ж купила в Америке "Двух капитанов", чтоб перечесть, абсолютно не была готова к тому, что не смогу читать.

Date: 2010-12-28 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] crivelli.livejournal.com
Так это же эпоха уже другая.
А "Скандалист" и написан совсем иначе.

Date: 2010-12-28 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Конечно, но в эту эпоху так удивительно читать романы, похожие на Дудинцева

Date: 2010-12-28 07:24 pm (UTC)
From: [identity profile] crivelli.livejournal.com
Так кто ж тебя заставляет? Я и неперечитывала ее с детства:-)

Date: 2010-12-28 07:28 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
я б и не стала, если б не "перед зеркалом" :-)))

Date: 2010-12-28 11:25 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-i.livejournal.com
Ой, а я тоже купила и перечитала ещё много раз с большим удовольствием, чего не могу сказать о многих других книгах моего советского детства. А ещё я очень люблю "Педагогическую Поэму" :) Если не обращать внимания на некоторые, гм, издержки коммунистической идеологии - дивное произведение.

Date: 2010-12-29 12:22 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
"Педагогическую поэму" очень любила мама, а я люблю Вигдорову. Впрочем, Вигдорову мама тоже очень любила

Date: 2010-12-28 05:27 pm (UTC)
From: [identity profile] kroko100.livejournal.com
Кстати, мне тоже приходило в голову это. Я в детстве еще очень любила "Двух капитанов", но сейчас опасаюсь перечитывать, чтобы впечатление не убилось.
И, кажется, издание одно, потому что я тоже помню это нечеловечески занудное про НИИ.

Date: 2010-12-28 05:45 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
По мне так лучше не надо. А издание - серенький такой шеститомник

Date: 2010-12-28 06:39 pm (UTC)
From: [identity profile] kroko100.livejournal.com
Да-да, это он)

Date: 2010-12-28 07:18 pm (UTC)

Date: 2010-12-28 06:06 pm (UTC)
From: [identity profile] j-pinchikov.livejournal.com
Серапионов брат Каверин, автор Пурпурного палимпсеста - заурядный соцреалист??!!

Date: 2010-12-28 06:21 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
в поздних книгах несомненно. Прочтите тот роман, который про НИИ, в том же томе, что "Перед зеркалом". Да и "Двух капитанов" перечтите. О "вечерах на Васильевском" пока говорить не буду - не перечитывала. Но прошлое, увы, не меняет того, что стало... Можно, конечно, поздние романы просто скинуть, как несуществующие, но не уверена совсем в ранних...

Date: 2010-12-28 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] crivelli.livejournal.com
Впечатление, что переписка ему действительно чья-то досталась, у меня и по сей день сохранилось:-)

Date: 2010-12-28 07:18 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Ну, так кто это?!

Date: 2010-12-28 07:28 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
а хочется

Date: 2010-12-28 10:02 pm (UTC)
From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com
Э-э, про биологов это не "Открытая книга"?

Date: 2010-12-28 11:19 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
нет, конечно. Про биологов у него не одна книга.

Кстати

Date: 2010-12-28 10:11 pm (UTC)
From: [identity profile] poor-old-eeyore.livejournal.com
Психиатрический террор в отношении диссидентов в 1970 году еще не был нормой, а Жорес был известным ученым-генетиком. За него вступились академики и писатели. Некоторые из них даже навестили его в больнице. Каверин и Лидия Николаевна Тынянова, его жена, тоже поехали навестить Жореса в Калужскую Область. Такие посещения были возможны, потому что Жореса держали не в спецпсихобольнице, как это практиковалось в отношении диссидентов в последующие годы, а в обычной психиатрической больнице. Но эти посещения имели неизбежные следствия. Секретариат Союза Писателей вызвал Каверина на заседание, чтобы указать ему на его неправильное поведение. Случилось так, что Жореса Медведева в тот день выпустили из больницы. Каверин об этом знал, а Секретариат не знал, и Каверин сообщил им эту новость. Они сильно смутились, но запланированное распекание Каверина не отменили. Ему помянули письмо Федину по поводу "Ракового корпуса" и заступничество за арестованных диссидентов. Один из членов синклита, бывший генерал КГБ Ильин, сказал, что Каверин, заступаясь за арестованных преступников, тем самым солидаризируется с их взглядами. Каверин на это возразил, что когда он заступался за брата, Льва Александровича Зильбера, знаменитого ученого-вирусолога, арестованного в 1937 году, то Берия прочел письмо Каверина, и брата освободили, и никто Каверина ни в чем не обвинял. Брата на самом деле скоро опять посадили, но это Каверин Секретариату объяснять не стал. Наверное, ни до этого, ни после никто не ставил в пример Секретариату Союза Писателей Берию, врага народа и палача, в качестве образца умеренности и благожелательности, и распекание Каверина на этом закончилось.

Re: Кстати

Date: 2010-12-28 11:21 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Слушай, я ж нисколько не ставлю под сомнение абсолютную порядочность и достоинство Каверина. Ни на одну минуту. Я только про его писательство. Поздних лет.

Re: Кстати

Date: 2010-12-29 12:07 am (UTC)
From: [identity profile] poor-old-eeyore.livejournal.com
Дык, я же и говорю "кстати" - музыка навеяла, так сказать :-)

Я тебе верю, но не хочется перечитывать - пусть останутся хорошие воспоминания...

Re: Кстати

Date: 2010-12-29 12:23 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Угу. И не надо, всегда очень грустно перечитывать и огорчаться :-)))

Re: Кстати

Date: 2010-12-29 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] walentina.livejournal.com
в дн.Е.Шварца есть запись о том, как Хармс, Заболоцкий и он пришли к Каверину. И Шварц подумал - вот пришли два гения (ДХ и НЗ), а Каверин этого и не поймет никогда)
Мне кажется, очень точно...
Хотя человек Каверин - безупречный, за что ему честь и почитание.

Re: Кстати

Date: 2010-12-29 11:37 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Да, и даже, пожалуй, грустно...

Date: 2010-12-29 04:35 am (UTC)
From: [identity profile] walentina.livejournal.com
в комментариях к ЗК МЦ указано имя художницы - Артемьева (надеюсь, не вру, могу уточнить чуть позднее). У МЦ упоминаются ее соседи - Артемьевы, муж тоже художник, из казаков. Кажется, они ей радио подарили, которое тут же сломалось)
В общем, надо уточнить по книге, в гугле есть одно упоминание, но у меня плохо открывается эта страничка:
http://www.scribd.com/doc/3769819/-

Date: 2010-12-29 10:23 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Огромное спасибо! Я вот что нашла. http://www.ais-aica.ru/arhiv/2009/publikac/popova.htm

Теперь бы ещё работы посмотреть

Date: 2010-12-29 10:29 am (UTC)
From: (Anonymous)
Да, вот я и хотела написать про Ю.Н.Рейтлингер. А иконы я видела в интернете. Немного. Но производят впечатление.По-моему, из монографии этой Поповой.

Date: 2010-12-29 10:46 am (UTC)
From: (Anonymous)
Вот ее фрески в Медоне http://www.bfrz.ru/index.php?mod=static&id=10 м.а.

Date: 2010-12-29 11:38 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Может быть, мы соберёмся позвонить жене Струве (Васька хорошо с ними был знаком, но давно растерялись), чтоб расспросить. Жена Струве тоже пишет иконы.

Date: 2010-12-29 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] walentina.livejournal.com
спасибо большое - тоже прочту с огромным интересом)
Ее работ никогда не видела. А работы Ю.Рейтлингер имеются, к счастью.

Date: 2010-12-29 11:39 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Да, и наверно, что-то можно ещё узнать у жены Струве, которая сама иконы пишет.

Date: 2010-12-29 05:23 am (UTC)
From: [identity profile] walentina.livejournal.com
Прошу прощения - Артемовы их фамилия) Она - Лидия Андреевна Никанорова-Артемова (1895? -1938).

В комментариях сказано, что роман ВК основан на реальных письмах.
(НСТ, с.602)

Лидии и Георгий

Date: 2011-03-01 08:52 am (UTC)
From: (Anonymous)
http://www.espritsnomades.com/artsplastiques/artemoff/artemoff.html

вот здесь много Артёмова, позволю себе добавить ссылки.

http://www.espritsnomades.com/artsplastiques/artemoff/galerieartemoff/index.html
а здесь несколько портретов Лидии! Но её работ нигде нет...

Re: Лидии и Георгий

Date: 2011-03-01 01:55 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2011-03-01 09:01 am (UTC)
From: [identity profile] Екатерина Корягина (from livejournal.com)
http://www.espritsnomades.com/artsplastiques/artemoff/galerieartemoffmoulins/index.html

здесь портреты Лидии рабоыт Артёмова)

Date: 2011-03-01 01:54 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
И неплохие

Date: 2011-03-01 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] Екатерина Корягина (from livejournal.com)
http://www.espritsnomades.com/artsplastiques/artemoff/artemoffculturecosaque.html

а здесь потыкать слева - там много ссылок о нём. Потрясающая находка. А Лидии работ нет, может быть , если у Вас есть возможность, как я поняла, правда напишете дочери его, спросить "для мира" хоть пару картинок :)

Date: 2011-03-01 01:54 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Ну, возможность - просто попробую написать, вот соберусь...

Date: 2011-03-01 03:44 pm (UTC)
From: [identity profile] Екатерина Корягина (from livejournal.com)
соберитесь, пожалуйста :)

Date: 2011-03-01 09:15 am (UTC)
From: [identity profile] Екатерина Корягина (from livejournal.com)
Там потрет, походий на Цветаеву, мне кажется
http://www.espritsnomades.com/artsplastiques/artemoff/artemoffbiographie.html

Недавно я купила книгу, где написано, что Каверину принёс Костя (то есть учёный московский) в 60-е, письма, и разрешил использовать по желанию. Может быть, решил так сохранить её дух...

Date: 2011-03-01 01:53 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Да, очень похожий.

Большое спасибо! Но до чего же странно, что нет картин Лидии. А Артёмов куда лучший художник, чем кажется по письмам

Date: 2011-03-01 03:44 pm (UTC)
From: [identity profile] Екатерина Корягина (from livejournal.com)
Я уже нашла, это не Цветаева, это автопортрет))))
Портреты Лидии шикарные, лучше всего остального, мне кажется.

Date: 2011-03-01 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Удивительно - автопортрет :-))) согласна про портреты Лидии

как избавиться от мышей

Date: 2017-05-22 07:32 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Целый день изучал данные инета, случайно к своему восторгу заметил поучительный сайт. Вот смотрите: [url=http://iso.com.ua/mole_repeller.html]отпугиватели кротов[/url] . Для моих близких данный вебсайт произвел незабываемое впечатление. Успехов всем!

May 2026

S M T W T F S
     12
3 4 5 67 8 9
10111213 141516
17 1819 2021 22 23
24 25 26 27282930
31      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 27th, 2026 05:55 pm
Powered by Dreamwidth Studios