mbla: (Default)
[personal profile] mbla
Сказать, что это плохой фильм – это ничего не сказать. Я даже пропущу «по-моему», – как пропускаю эти обязательные слова, говоря, скажем, о стихах Асадова.
Этот фильм противоречит самой сути Бродского – и человеческой, и поэтической.

Самое удивительное, что мультипликацию Андрея Хржановского, посвящённую Бродскому, – «Полтора кота» – смотреть было очень приятно. Хржановский искренне любит Бродского, во всяком случае раннего, но после «Полутора комнат» приходится признать, что между «любить» и «понимать» – пропасть...

Я была уверена, что режиссёр молод, что его юность пришлась на 90-ые, что он ничего не знает о 50-х-60-х, но меня поправили - Андрей Хржановский родился в 1939-ом...

Зачем люди, всё знающие про то время, согласились играть в этой развесистой клюкве?

И ещё большая странность – почему этот фильм хвалят.

Я подозревала, что фильм неважный, меня крайне смущало, что родителей Бродского будут играть актёры – слишком мало времени прошло для биографического фильма, живы и даже не стары люди, прекрасно знавшие Александра Бродского и Марию Вольперт.

Я уже читала у [livejournal.com profile] zewaka, что ей очень не понравилось, но мне всё-таки в голову не могло придти, что я буду смотреть его с таким отвращением и возмущением.
Актёры играют не только родителей, но и самого Иосифа, и документальные кадры с Бродским мешаются с игровыми.



Бродский – жёсткий поэт, начисто лишённый сентиментальности, а сама идея этого фильма – слёзно сентиментальна – и всюду, где режиссёр проиллюстрировал эпизоды из положенных в основу двух эссе Бродского («В полутора комнатах» и «Меньше единицы»), они слегка изменены – разукрашены, рассироплены, опошлены.

Хржановский однако не удовлетворился чисто иллюстративным материалом – он ввёл дополнительную историю-сказку – приезд Бродского в Ленинград, поданный так, что зритель, не знакомый с биографией Бродского, почти до самого конца думает, что приезд состоялся, и только в последних кадрах узнаёт, что это мёртвый Бродский беседует со своими мёртвыми родителями.

Бродский когда-то принял решение не приезжать гостем в город, где родился и жил. Наверно, он колебался, может быть, сомневался, но – не поехал. И снимать его воображаемый приезд – не только дурновкусие, но ещё и неуважение к этому решению. Умер – и теперь всякий придумывает, что хочет, – а ты и сказать ничего не можешь. В каком-то интервью, объясняя, почему не едет в Ленинград, Бродский сказал, что преступники возвращаются на место преступления, но он никогда не слышал о том, чтоб кто-нибудь возвращался на место любви.

В фильме Бродский живёт с головой повёрнутой назад, в город, из которого уехал. Может быть, по мнению Хржановского все эмигранты так и живут, вывернув шею.

Бродский упел отыграть ностальгию задолго до отъезда. Совсем рано он написал «когда войдёшь на родине в подъезд, я к берегу пологому причалю». В эмиграции ностальгических стихов он не писал.

Несколько слов Бродского, предварённых суховатыми рассуждениями о дискретности памяти, про то, как сразу после войны на пригородной станции человек на костылях пытался прорваться в поезд, уцепился за поручни, а тётка с вагонной площадки лила ему на голову кипяток из чайника, превращаются в целую трогательную историю. Нам показывают урок арифметики, на котором учительница задаёт задачку про встречные поезда, и за кадром проникновенный голос (как бы Бродский) говорит, что каждый раз, как он слышит слово «поезд», он вспоминает – следует описанный эпизод. В конце урока дети сдают задание, Бродский отдаёт пустой лист, и учительница его стыдит за то, что он не решил такую простую задачу.

Другой эпизод вырастает из пары строчек о том, что мама, когда он звонил, очень часто спрашивала, что он только что делал, и когда Бродский как-то сказал, что мыл посуду, заметила, что sometimes it is awfully therapeutic. Оба эссе написаны по-английски, и в «Полутора комнатах» Бродский пару раз подчёркивает, что ему крайне важно написать о родителях на языке, в котором нет слов для советских реалий, для него это акт их посмертного освобождения. Я заглянула в перевод Дмитрия Чекалова – там эта фраза переведена – «иногда полезно для здоровья». Скорее всего английским therapeutic Бродский передал что-нибудь типа «успокаивает нервы».

В фильме слово «иногда» пропущено, – старушка-мать говорит с сыном, от волнения почти теряя дар речи. А чтоб ещё и усилить впечатление растерянности, Хржановский придумывает разговору продолжение, где Бродский рассказывает матери, что ел «омаров», а она не знает, что это такое. Бродский говорит, что омары – такая же гадость, как раки, и мать сокрушается – сын, наверно, голодает, у него нет денег на лекарства.

Собственно весь фильм рассчитан на вышибанье слезы – несчастный великий изгнанник, – он получил все возможные награды, но разлучён с родным городом!

В школе дети переносят куда-то бюст Сталина, он выскальзывает у них из рук, падает и разбивается. Немая сцена – все застывают в ужасе. И тут в класс заходит директриса и кричит – «На колени, товарищ Сталин умер». Все бухаются на колени и бьют головой об пол. Хржановский забыл, что в 53-ем году никакого государственного православия не было, и не об пол головой должны были биться дети, а на линейку выстраиваться.

Бродский (актёр его играющий) в ресторане поёт «офицерский вальс» («Спят облака»), схватив микрофон, а вокруг выпивает дружественная толпа. Я готова поверить, что напившись, Бродский пел песенки в ресторане у своего друга Романа Каплана, и что режиссёру кто-то из присутствовавших там людей об этом рассказал. Только спев песенку, Бродский набирает номер родительской квартиры, долго слушает гудки, мать на другом конце бросает половую тряпку и бежит к телефону, а в ресторанном зале в это время веселятся Рейн и Гордин – живые, натуральные. Разговор с Ленинградом при жизни родителей Бродского надо было заказывать, позвонив на телефонную станцию! Мать Бродского умерла в 83-ем году, отец в 84-ом, Рейн и Гордин приезжали в Америку во время перестройки, – потому Бродский и не увидел родителей, что они до неё не дожили. У Рейна, конечно, совести нет, но как Гордин согласился сняться в этом эпизоде, я не понимаю.

В «Полутора комнатах» есть несколько фраз об о том, что в юности люди могли всерьёз ссориться из-за книг, хоть из-за отношения к Фолкнеру.
В фильме юный Бродский с приятелем гуляют по Летнему саду и беседуют о литературе, спор переходит в драку (надо сказать, что о мордобитии из-за Фолкнера у Бродского речи нет). Подравшись, приятели расходятся, а у скамейки в пыли лежит раскрытый явно иностранный альбом с репродукциями – и драка, и альбом – бред – из-за Фолнера ссорились, но не дрались, а альбомы продавались в букинистическом магазине на Литейном и стоили состояние (пол зарплаты, или даже целую)...

Перед дракой то ли приятель, то ли сам юный Бродский (я как-то уже не отличала одного от другого) рассказывает про то, как к нему пристал милиционер. При этом приговаривает, что он ничего плохого не делал, примус починял. Но про починку примуса тогда никто ещё не знал – «Мастер» был напечатан в двух номерах журнала «Москва» – в последнем номере 65-го и в первом 66-го.

Из фразы Бродского про то, как ходили друг к другу в гости с букетом цветов или с бутылкой вина, рождается сцена, в которой огромная толпа в огромном помещении сначала разговаривает, а потом поёт «Лили Марлен» в переводе Бродского. Толпа – как на дискотеке, да и помещение тоже – не квартира.

Отец идёт с маленьким мальчиком в Елисеевский магазин и покупает чуть-чуть паюсной икры для мамы, просто каплю. Всё моё поколение слышало рассказы родителей о том, что после войны икра была дешевле чесноковой колбасы!

И вот так весь фильм – сентиментальное пошлое враньё с кульминацией – Бродский идёт к себе домой по отреставрированному Невскому 2000 какого-то года, садится за стол с родителями, и они сообщают ему, как они умерли, и что он тоже умер.

Потом нам показывают кого-то встречающую огромную толпу – ну, режиссёр прямо не говорит, что благодарные современники встречают изгнанника Бродского, но как-то эта его посмертная прогулка и радостная толпа связаны.

***

Я была в Париже, когда Бродский получил Нобелевскую премию. Владелец русского книжного Борис Делорм сказал, что за два дня раскупили всего Бродского, что был в магазине. С детства он помнил рассказ отца о том, как книжки Бунина в минуту разошлись, когда тот получил Нобелевскую.

Сейчас в России чтоб издать поэтический сборник, надо найти спонсора, – читателей мало, поэзия убыточна. Чтоб пристроить сборник стихов в магазин, приходится платить за место на полке , которое стихи отнимут у детективов или фантастики. А люди смотрят лживый фильм про превращённого в икону Бродского и умиляются...

Date: 2009-10-22 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] polenova.livejournal.com
Господи, ну и кошмар... не смотрела и не буду. Но очень похоже по вашему описанию на патриотическую заказуху. Как когда-то пошутил мрачно Довлатов - "Не знаю где живет Бродский, но умирать ходит на Васильевский остров". Ваша рецензия подтверждает эту шутку, только когда Довлатов шутил, Бродский был жив-здоров.
А режиссер Хржановский - потомок автора Винни-Пуха? Тогда - "природа отдыхает на детях". А ведь лет прошло всего ничего, мы-то еще живы, а память о нас - уже нет.

Date: 2009-10-22 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] aklyon.livejournal.com
Только это не Довлатов пошутил, а Валерий Грубин, по словам Довлатова.

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-22 03:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-22 03:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] crivelli.livejournal.com - Date: 2009-10-30 12:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-30 01:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polenova.livejournal.com - Date: 2009-10-31 01:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] crivelli.livejournal.com - Date: 2009-10-31 07:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2009-11-19 05:56 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-10-22 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] malpa.livejournal.com
Нда. Душераздирающе.

Date: 2009-10-22 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
то есть, рот раскрывается и не закрывается. Бегемот хотел прекратить это дело, но мне хотелось знать, чего ещё будет

Date: 2009-10-22 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] alicebrown.livejournal.com
Бродского покупают по-прежнему.

Фильмы о великих людях я не люблю ровно с той поры, как прочла "Золотую розу" и вслед за ней смотрела фильм "Чайковский".

Date: 2009-10-22 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com
" Но Золотая роза" и не фильм и даже не книга: Это К.Г. приходя домой после семинара прозы, который он вёл в Литинституте, записывал вольно все разговоры на семинаре и свои экспромтные рассказы там. Я сам иногда бывал там у него, а потом узнавал в описанных эпизодах многое...

(no subject)

From: [identity profile] alicebrown.livejournal.com - Date: 2009-10-22 03:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-22 03:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alicebrown.livejournal.com - Date: 2009-10-22 03:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-22 03:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alicebrown.livejournal.com - Date: 2009-10-22 03:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bgmt.livejournal.com - Date: 2009-10-22 07:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alicebrown.livejournal.com - Date: 2009-10-22 07:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bgmt.livejournal.com - Date: 2009-10-22 08:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alicebrown.livejournal.com - Date: 2009-10-22 08:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-23 08:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alicebrown.livejournal.com - Date: 2009-10-23 08:36 am (UTC) - Expand

Date: 2009-10-22 02:50 pm (UTC)
From: [identity profile] bbb.livejournal.com
Спасибо за подробный постинг. Очевидно, теперь я этот фильм смотреть не буду. Одно только уточнение - "нет сорока" не автору фильма Андрею Хржановскому, а его сыну, тоже режиссеру, Илье Хржановскому. Андрей Хржановский, согласно википедии, родился в 1939 году. То есть дело не в отсутствии личного опыта советской жизни...

Date: 2009-10-22 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Я исправила... Спасибо

Date: 2009-10-22 02:54 pm (UTC)
From: [identity profile] brmr.livejournal.com
Извините, но Андрей Хржановский родился в 1939 году, ему 70 лет

Date: 2009-10-22 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Спасибо. Исправила

Date: 2009-10-22 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] mar-gel.livejournal.com
Я смотрела этот фильм, и у меня совершенно противоположное впечатление.

Date: 2009-10-22 03:22 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
ну что я могу сказать...

Date: 2009-10-22 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoyeditsa.livejournal.com
Андрею Юрьевичу Хржановскому через месяц исполнится 70 лет. Он один из патриархов русской мультипликации.
http://www.inoekino.ru/author.php?id=9319
(Там и портрет есть.)

Мне этот фильм понравился, хотя были кое-какие замечания.

Анахронизмы в фильме намеренные, об этом сам Хржановский рассказывал. Он постоянно повторяет, что это фильм не о Бродском, а о времени, о родителях и своём поколении. Может, для того и анахронизмы, чтобы не было соблазна понимать всё буквально.
У него даже было неосуществлённое намерение дать роль Ахматовой Максиму Суханову. Жалко: Суханов - гениальный актёр, эксцентричный и умный, а Крючкова мне показалась какой-то слишком обыкновенной.

Я думаю, произошла обычная вещь: Вы ждали биографического фильма о Бродском, а это совсем другое.

Date: 2009-10-22 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com
А это просто пошлятина!

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-22 03:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bukvoyeditsa.livejournal.com - Date: 2009-10-22 06:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-23 08:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2009-10-23 04:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-25 09:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2009-10-26 05:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2009-11-19 06:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-11-20 09:17 am (UTC) - Expand

Date: 2009-10-22 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] santagloria.livejournal.com
да позорищще вообще
я не смогла досмотреть, выключила на страшных большевиках которые все жгли в 17 году
и так уже понятно какой пошлейший ужас

Date: 2009-10-22 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Вот Бегемот и хотел выключить, а мы с Васькой хотели понять, до чего дойдёт-то.

Date: 2009-10-22 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] 9-jizney.livejournal.com
Ой, мамадорогая. Хорошо, что я кино редко смотрю :)

Date: 2009-10-23 08:55 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Дык и я редко совсем, а тут привезли нам...

(no subject)

From: [identity profile] 9-jizney.livejournal.com - Date: 2009-10-23 05:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-25 09:39 am (UTC) - Expand

Date: 2009-10-22 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] krysochka.livejournal.com
Судя по тому, что ты рассказываешь - ужас какой-то, невероятное дурновкусие. А тебе я, конечно, верю. Не буду смотреть, на фиг-на фиг!

Date: 2009-10-23 08:56 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Абсолютная жуть. Там вот ещё Зевака добавила - про то, как Бродский 80-х в фильме непрерывно читает ранние стихи

Date: 2009-10-22 04:03 pm (UTC)
From: [identity profile] levchin.livejournal.com
Вот! я и смотреть не стал, заранее почуял, что гадость – а моя жена посмотрела и потом всем знакомым рассказывала, какая дрянь и почему (примерно то же, что Вы, и с тем же выводом: враньё и отсутствие вкуса!); я ей предлагал уж в своём жжурнале написать – не хочет...

Date: 2009-10-23 08:56 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
зря не хочет. А кто она в жж?

(no subject)

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2009-10-23 04:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-25 09:51 am (UTC) - Expand

;–))

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2009-10-26 12:51 am (UTC) - Expand

Re: ;–))

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-26 10:17 am (UTC) - Expand

Занудное

Date: 2009-10-22 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
МиМ --- это номер 11 за 1966 и номер 1 за 1967.

Спасибо за рецензию, теперь точно не буду.

Re: Занудное

Date: 2009-10-22 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Вот и мне так помнится, но я не успел вмешаться. Я ж помню, как ОНО появилоась, и за два дня в библиотеках ни одного экземпляра не осталось, уворовали.
Это был первый (из очень немногих) примеров мгновенной оценки и мгновенной славы, независимой у каждого читающего.

Re: Занудное

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-23 08:58 am (UTC) - Expand

Date: 2009-10-22 04:59 pm (UTC)
From: [identity profile] gloomov.livejournal.com
Да, прискорбно.
Хотя о "сентиментальности" И.Б. я бы поспорил. Его сентиментальность иная, на мой взгляд. "Мы, оглядываясь, видим лишь руины" - постоянная установка на оглядывание, которая красной нитью через всего И.Б. и в принципе один из ключевых моментов поэтики.
Лицезрение очередной руины, разумеется, "слезной" сентиментальности вовсе не способствует, но все же это особого рода сентиментализм без умиления. Имхо, человека начисто лишенного сентиментальности ни оглядывание, ни руины вовсе не занимают.

Date: 2009-10-22 06:10 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
У Вас совершенно верно выбрано ключевое слово, которое - жаль - не употребила Мбла. Основная эмоция фильма - умиление. Умиление - главная полностью отсутствующая у Бродского эмоция. На этом противоречии и стоит вся чудовищность этого фильма. Сентиментальность - менее точное слово здесь, конечно.

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-23 09:08 am (UTC) - Expand

Date: 2009-10-22 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] tarusai.livejournal.com
мне кажется что еще проблема в том что все хотят успеть сказать некое *веское слово* - о поколении о времени и т.д. - вот к чему вообще аниматор Хржановский нас тарости лет взялся снимать кино? не понимаю и врядли пойму... хотя вероятно его это развлекло..

а *новое поколение* берет и компелирует из дневников и прочих документов *Анти-Ахматову* - снабжая воистинну кухонными комментариями - и снова все падают замертво: тоже - *не то*.

наверное язык еще не выработан - биографических историй недавнего времени.

Date: 2009-10-22 08:29 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Ну как же не выработан? Вот книжка Лосева о Бродском - я биографии такого качества вообще больше не читал. И вырабатывать нечего, надо просто его знать...

(no subject)

From: [identity profile] tarusai.livejournal.com - Date: 2009-10-22 08:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bgmt.livejournal.com - Date: 2009-10-22 09:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tarusai.livejournal.com - Date: 2009-10-23 01:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-25 10:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-23 09:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tarusai.livejournal.com - Date: 2009-10-23 01:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-25 10:01 am (UTC) - Expand

Date: 2009-10-22 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] aklyon.livejournal.com
Вообще, потрясающе, конечно. Я не о фильме.

Чем-то очень знакомым повеяло от большинства комментариев в стиле: "ну, раз вы говорите, то теперь я точно смотреть не буду".

Как много людей узнали о том, что Пастернак, Бродский и так далее заслуживают праведного осуждения, только потому, что им об этом сказали другие. Первые при этом не читали ни одного поэта, ни другого. Но "раз вы говорите, то теперь уж точно этого пошлого пастернака в руки не возьму".

Подобное происходит сейчас и с фильмом "Полторы комнаты".

Видимо, гораздо легче прочитать за пять минут Ваш пост, чем заставить себя думать своей головой посмотреть этот фильм и составить о нем свое мнение.

Как и о любом факте культуры.

Что ж, искренне жаль.

Date: 2009-10-22 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] malpa.livejournal.com
Разные люди выебываются по-разному. Некоторых, например, хлебом не корми - дай попоучать.

(no subject)

From: [identity profile] bgmt.livejournal.com - Date: 2009-10-22 06:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malpa.livejournal.com - Date: 2009-10-22 06:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2009-10-22 09:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malpa.livejournal.com - Date: 2009-10-22 09:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2009-10-22 10:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] malpa.livejournal.com - Date: 2009-10-22 11:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2009-10-23 12:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-23 09:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aklyon.livejournal.com - Date: 2009-10-23 01:18 pm (UTC) - Expand

разрешите представиться

From: (Anonymous) - Date: 2009-10-24 09:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aklyon.livejournal.com - Date: 2009-10-24 10:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2009-10-24 10:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-25 09:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2009-10-25 01:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-25 05:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-25 10:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bgmt.livejournal.com - Date: 2009-10-22 06:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aklyon.livejournal.com - Date: 2009-10-22 06:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] krysochka.livejournal.com - Date: 2009-10-23 05:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aklyon.livejournal.com - Date: 2009-10-23 01:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2009-10-23 04:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aklyon.livejournal.com - Date: 2009-10-23 05:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2009-10-23 05:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aklyon.livejournal.com - Date: 2009-10-23 06:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2009-10-23 06:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-25 09:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-25 09:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aklyon.livejournal.com - Date: 2009-10-25 09:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-25 10:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2009-10-26 01:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aklyon.livejournal.com - Date: 2009-10-25 10:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-25 10:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2009-10-26 01:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aklyon.livejournal.com - Date: 2009-10-25 10:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-25 11:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2009-10-26 01:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2009-10-23 04:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aklyon.livejournal.com - Date: 2009-10-23 05:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2009-10-23 05:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2009-10-23 04:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bgmt.livejournal.com - Date: 2009-10-23 10:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2009-10-24 02:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] duchelub.livejournal.com - Date: 2009-10-22 06:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aklyon.livejournal.com - Date: 2009-10-22 06:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-23 09:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 9-jizney.livejournal.com - Date: 2009-10-23 05:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aklyon.livejournal.com - Date: 2009-10-23 05:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 9-jizney.livejournal.com - Date: 2009-10-23 06:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aklyon.livejournal.com - Date: 2009-10-23 06:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 9-jizney.livejournal.com - Date: 2009-10-23 06:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aklyon.livejournal.com - Date: 2009-10-23 06:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 9-jizney.livejournal.com - Date: 2009-10-23 07:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aklyon.livejournal.com - Date: 2009-10-23 07:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aklyon.livejournal.com - Date: 2009-10-23 07:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2009-10-23 10:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-25 09:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2009-10-26 05:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-25 09:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aklyon.livejournal.com - Date: 2009-10-25 09:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-25 09:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-25 09:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 9-jizney.livejournal.com - Date: 2009-10-25 09:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-25 09:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 9-jizney.livejournal.com - Date: 2009-10-25 10:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-25 10:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2009-10-26 04:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] 9-jizney.livejournal.com - Date: 2009-10-26 05:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2009-10-26 05:02 pm (UTC) - Expand

Date: 2009-10-22 06:46 pm (UTC)
From: [identity profile] mariola.livejournal.com
ну фильм же заявлен как "фантазия режиссера", а не документалистика.
не буквоедствуйте :) бьются ли дети головой об пол или отдают салют в честь вождя - суть одно и то же.
или то, что "Бродский" из ресторана не мог перезвонить просто так - ну и не звонил он, а представлял, какой бы мог выйти телефонный разговор.

другое дело, что авторские фантазии с вашей точки зрения отдают пошлятиной, не имеют отношения к истинному облику Бродского. ну пусть, ну это Хржановского с Арабовым точка зрения, наивная. у них свой Бродский, у вас свой.

(я смотрела фильм одним глазом, отвлекаясь - он слишком затянут, сентиментальность банальнейшая и через край. но уж чего я не искала в нем - так это совпадения образов с реальными персонажами. а родители у Юрского и Фрейндлих очень трогательные получились.)

вот, а еще мне кажется, я все-таки живу с вывернутой назад шеей немного. а вы совсем нет? :)

Date: 2009-10-22 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Ну видишь ли, вот тебе показывают, скажем, бой мавров с испанцами, и вдруг мавры все осеняют себя крестным знамением. Или, наоборот, христианские рыцари совершают намаз.
Вот так примерно - биться головой об пол в сталинское время. Невозможно, это ну как заставить тех же детей по выходе из школы садиться в родительские понтиаки и ехать в американские домики.

Не может быть фильма про Бродского с нарушением временных реалий. Не может, он не имеет ни смысла, ни raison d'être.

Не может быть фильма про человека, которого только что видели живым, и которого можно живым увидеть (и видишь) в записях, где его играют: это карикатура, "куклы". Фальшивка.
Та же фальшивка и с родителями, но тут меньше народу затронуто. Тут затронуты не персонажи, а текст: часть фраз они сказать могли, часть - не могли. Не не говорили, а не могли.

Не может быть фильма о поэте, который а) максимально противоположен пошлости в русской поэзии - это не пустая фраза, у ПАстернака халаты с шёлковою кистью, у всех что-то, у Бродского ничего; б) не выражал НИКОГДА чувства умиления; в) закрыт и интровертен, и намеренно ставит барьер между читателем и НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ эмоцией, в этой вещи - ещё и языком, г) который не написал ни единой ностальгической строчки после отъезда, - фильма, в котором все эти четыре пункта опрокинуты. Если ты готова смотреть фильм про доброго Сталина, говорящего гладким литературным языком Хрущёва, антисемита Эренбурга, косноязычного Пастернака,- "ну они у него свои" - тогда, конечно, да.
Про шею объясни поподробнее. Назад - это во времени?

(no subject)

From: [identity profile] mariola.livejournal.com - Date: 2009-10-22 08:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bgmt.livejournal.com - Date: 2009-10-22 09:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-23 09:30 am (UTC) - Expand

уточнение

From: (Anonymous) - Date: 2009-10-24 11:06 pm (UTC) - Expand

Re: уточнение

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-25 09:00 am (UTC) - Expand

и еще - возражаю по пунктам:

From: (Anonymous) - Date: 2009-10-25 02:26 am (UTC) - Expand

Re: и еще - возражаю по пунктам:

From: (Anonymous) - Date: 2009-10-25 12:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zewaka.livejournal.com - Date: 2009-10-22 07:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bgmt.livejournal.com - Date: 2009-10-22 08:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zewaka.livejournal.com - Date: 2009-10-22 08:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bgmt.livejournal.com - Date: 2009-10-22 08:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] aklyon.livejournal.com - Date: 2009-10-23 02:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2009-10-23 10:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-25 09:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-23 09:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mariola.livejournal.com - Date: 2009-10-23 02:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-25 09:54 am (UTC) - Expand

Date: 2009-10-22 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] zewaka.livejournal.com
Мбла, на этот раз согласна во всем вплоть до мелочей

Date: 2009-10-23 09:22 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Очень-очень рада

Date: 2009-10-22 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] vitum.livejournal.com
Сценарий, действительно, безобразный.
Но отдельные кадры замечательны. Не только мультипликация, о которой говорилось.
Например, сцена с роялем. Или Юрский в сцене отказа в визе.
Когда на экране нет Бродского, а есть какие-то точно схваченные приметы времени.
Но как только начинает "работать" сценарий, возникает отторжение.

Date: 2009-10-22 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Ну так Юрский всё же хороший актёр, а Хржановский хороший мультипликатор. Но только, смотря этот фильм, я всё время вспоминал про сапожника и пирожника...

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-23 09:31 am (UTC) - Expand

Date: 2009-10-23 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] savta.livejournal.com
Перепечатала, почитаю вечером, а сейчас спрошу: тебе попадалпась книга Ефимова О Бродском "Нобелевский тунеядец"? Стоит прочесть?

Date: 2009-10-25 10:04 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Ты знаешь, не попадалось. К Ефимову у меня нет определённого отношения, иногда он мне нравится, иногда совсем нет.

(no subject)

From: [identity profile] savta.livejournal.com - Date: 2009-10-25 12:05 pm (UTC) - Expand
From: (Anonymous)
я очень люблю стихи Иосифа Бродского - жёсткие, но "свои", в отличие от стихов Юнны Мориц, более радикальных и более императивных и... "чужих" !
Спасибо.
Л.С.

Date: 2009-10-24 01:09 pm (UTC)
From: [identity profile] sloppik.livejournal.com
Да, довольно грусно, когда такую значительную и неординарную фигуру как Бродский делают персонажем - как в театре марионеток - следали куклу, нарядили в костюм и начали дергать за веревочки. Кукла ведь беззащитна, что она ответит - выполняет приказы... Как это в Шварцовской Тени - с человека легче всего съесть, когда он в отъезде.. Ну вот они и воспользовались. Я вообще к Бродскому относилась и отношусь так, как будто знала его, хотя и не знала совсем... Конечно, это потому что жила от него всего в пол- трамвайной остановки, да и в доме , где он жил бывала (хотя не у него). Но видимо этого мне было достаточно, чтобы относиться к нему как к совершенно конкретному человеку, а не как к великому поэту (хотя для меня он всегда был великим поэтом). Жаль всех, но ведь сделать ничего нельзя - все со временем уходят и их образами начинают манипулировать.

Date: 2009-10-25 09:12 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
понимаю. Я никогда не была с ним лично знакома, но ходили по тем же улицам - и в Ленинграде, и потом на западе. Один раз в Париже была на его вечере, в 87 что ли году... да, великий был для меня с самого начала.

(no subject)

From: [identity profile] levchin.livejournal.com - Date: 2009-10-26 12:53 am (UTC) - Expand

Thnak you for you answer

From: [identity profile] sloppik.livejournal.com - Date: 2009-10-26 09:47 am (UTC) - Expand

Re: Thnak you for you answer

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2009-10-26 10:10 am (UTC) - Expand

Date: 2009-10-27 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] ksl-aka-serg.livejournal.com
Написал комментарий, а он улетел вникуда. Пробую повторить. Этот фильм я чудом не посмотрел целых два раза. Первый раз - очень неудобный сеанс был, второй - неудобный был я сам. Мда... Прочитал первый десяток комментов, и какая-то неизбывная тоска меня взяла от преклонения перед авторитарным мышлением: "Да, да, как Вы правы, теперь ни за что не пойду смотреть фильм". Я прочел твой коммент и принял к сведению твоё мнение о фильме. Может посмотрю, если сложится, что бы составить своё мнение, а может и нет, если не сложится. Но откуда у людей такое стремление бездумно поддакивать? Какая разница, кто высказал авторитетное мнение: ты, Суслов или кто другой? Да, я конечно понимаю, что существуют для людей, так сказать, референсные группы, типа вкусу этого человека я доверяю. Но что-то не вереится, что для всех своих комментирующих ты являешься референсным кинокритиком. От этого грустно как-то становится: "И ты вместе со всем ответишь ДА! и вместе со всеми нет!"

Date: 2009-10-28 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Ну, тут длинное обсуждение как раз этого - можно ль не идти, руководствуясь чужим мнением.

Обстоятельств два - одно - это то, что мы не читаем всего и не смотрим всего, спрашиваем людей, которым доверяем, стоит ли. Довольно сильно зависит от их ответа, пойдём ли, особенно, когда ответ подробный.

Но это касается фильмов и книг, которые, ну, нейтральны что ли - просто произведения искусства.

Тут речь в очень слабой степени идёт о том, какое это произведение искусства - тут вовлечён наш современник, человек, воспринимаемый одновременно и как великий и как свой, множеством людей. И наверно, если б мне кто-нибудь подробно пересказал этот фильм, я бы не пошла - мне плевать, хорошо ли тут играют актёры, в моём мире он абсолютно оскорбителен для Бродского.

И думаю, что часть поддакивающих именно это и ощутили, читая мою "рецензию".

Date: 2009-10-30 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] crivelli.livejournal.com
Знаешь, я как-то сразу для себя решила, что этого смотреть не стану. Хотя мультфильм мне как раз скорее понравился, чем не понравился.

Date: 2009-10-30 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Так и мне мультфильм скорее понравился, мы уж обсуждали когда-то. А тут вот решила всё же посмотреть

Date: 2009-11-19 07:09 pm (UTC)
From: (Anonymous)
А также еще из своей референтной группы Вам придется вычеркнуть Тонино Гуэрра, Алексея Германа, Юрия Норштейна, Наума Клеймана и других также мало понимающих в кино, вкусе, таланте, культуре поклонников этого фильма....

Date: 2009-11-20 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Мы с Вами по-разному понимаем, что значит референтная группа. Если кто-то из людей, к которым я отношусь с уважением и интересом, скажет о книге или фидьме что-то хорошее, я с большой вероятностью прочту или посмотрю, но дальше мнение моё либо совпадёт, либо не совпадёт.

Тут ещё острей - фильм не плох, он чудовищен, и я даже опушу "с моей точки зрения", чего никогда не упускаю.

Про всех упомянутых людей, я, наверно, могу понять, почему им уступил вкус и такт в оценке этого фильма, и все они по своей стилистике очень далеки от Бродского.

Я прекрасно отношусь к фильмам Норштейна и очень хорошо к фильмам Германа, кроме "Хрусталёва", в котором, на мой взгляд, ему изменил вкус. Что же до высказываний Германа последнего времени, то их нередко стыдно читать.

Date: 2009-12-09 08:51 pm (UTC)
From: [identity profile] ninarokom.livejournal.com
Знаете, меня тоже резануло упоминание "починки примуса", но дело даже не в том, что роман появился в "Москве" позже, ведь Ахматова читала "Мастера" в рукописи еще в 45-м и теоретически (очень теоретически, конечно) Бродский мог подхватить выражение. Но сам Бродский слишком не любил "Мастера и Маргариту", чтобы воспользоваться цитатой, или же пользовался ею не критически, то есть позаимствовал, не спросив об источнике, что совсем не похоже на него. Я согласна с Вами, мне тоже кажется, что во всем "фильм противоречит самой сути Бродского".

Date: 2009-12-10 04:13 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Ну, со всех точек зрения это невозможно. Там выражение используется, как всем известная цитата... Ну, что говорить - те, кто фильм этот защищают, считают, что никаких обязательств по отношению к Бродскому у Хржановского и быть не должно - как хочет, так и снимает...

February 2026

S M T W T F S
12345 67
89 1011121314
151617 18192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 21st, 2026 07:14 pm
Powered by Dreamwidth Studios