mbla: (Default)
[personal profile] mbla
В честь восьмого марта решила я узнать, кто же его придумал, – Розочка ли наша Люксембург, Кларочка ли наша Цеткин.

Не, на самом деле не совсем так дело было – просто в автобусе месяца полтора назад я слушала ежеутреннюю «ткань истории» – а это была радионеделя, в которую некоторая часть передач “France cul” была посвящена подготовке к репетиции выпускных школьных экзаменов – к bac blanc.

На “fabrique de l'histoire” готовили к экзамену по истории. Это было устроено следующим образом: четыре дня подряд в передачу приглашали учителей вместе с несколькими представителями их выпускного класса и обсуждали какой-нибудь экзаменационный исторический вопрос. Естественно, учителя и классы каждый день были разные. Вопросы обсуждались из новой истории, и каждый раз обсуждение было построено по одному и тому же принципу: выбирали какого-то центрального персонажа, и события, или идеи рассматривали в связи с его жизнью и судьбой. В этом году в программу ввели новый экзаменационный вопрос, – кстати, любопытно, что не для гуманитарных, а для научных классов – история немецкого профсоюзного движения. В передаче, посвящённой этому вопросу, считающемуся сложным, героиней выбрали Розу Люксембург.

Давненько я не слышала знакомых имён – Каутский, Бернштейн...

Надо сказать, что про Розу я практически ничего не знала – даже не знала, что она по происхождению варшавская еврейка, и как множество евреев из российской империи, уехала учиться за границу, в Швейцарию.

А тут я узнала, что бОльшая часть девчонок, которые обучались в Швейцарии в университетах, как раз и были еврейки из России и Польши – надо полагать, что хорошие швейцарские девочки того времени сидели дома, рожали детей и шустрили по хозяйству.

Роза по передаче вышла удивительно привлекательной – умница, не фанатичка ни разу, Ленина, надо сказать, не одобряла – говорила, что свобода и выборы – для всех, а не для сторонников собственной партии, и демократический централизм ей тоже решительно не нравился, да и рабочим не оружие по её мнению надо было раздавать, а повышать их культурный уровень.

И вот залезла я в википедию вчера – а там, во французской, огромная про Розу статья – с большой симпатией и уважением написанная.

Про восьмое марта же толком неизвестно, кто его придумал, но фотографию Розы и Клары вместе я на одном феминистическом сайте, обсуждавшем происхождение сего праздника, я видела, хотя, может, и не от них он родился, а от какой-то нью-йоркской забастовки.

Ещё из Википедии я узнала, что несколько лет длилась связь Розы и одного из сыновей Клары Цеткин – звали его Костя, и был он моложе Розы на 15 лет...
...
Я всегда грустно считала, что родись я в конце позапрошлого века, быть бы мне в большевиках, или в левых эсерах, вряд ли хватило бы у меня ума, чтоб оказаться в меньшевиках... А почитав и послушав про Розу, я сообразила, что обдумывая, какие ужасы со мной приключились бы, кабы я родилась в бабушковом поколении, я упустила из виду ещё одну психологическую возможность – эмиграция, учёба за границей... В политику, думаю, всё равно затянуло б – как без этого... Но насколько ж такой вариант лучше!

Date: 2016-03-09 01:15 pm (UTC)
From: [identity profile] uhu-uhu.livejournal.com
Класс! Очень интересно про Розочку и про Сарочку Кларочку. Я про них совсем ничего не знала. Ну кроме того, конечно, что они имели отношение к 8 Марта.

Date: 2016-03-09 01:34 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Дык и я не знала. Вот фабрика ещё конфетная Клары Цеткин. И наверняка что-нибудь Розы Люксембург тоже было :-)))

Date: 2016-03-09 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] uhu-uhu.livejournal.com
Ага, только фабрика была не конфетная, а табачная. Там сигареты Нева выпускали.:)

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2016-03-09 02:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vovaminkin.livejournal.com - Date: 2016-03-09 05:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2016-03-09 06:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vovaminkin.livejournal.com - Date: 2016-03-09 07:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2016-03-09 08:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vovaminkin.livejournal.com - Date: 2016-03-09 09:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-03-09 01:52 pm (UTC)
From: [identity profile] muh2.livejournal.com
Сейчас Вы опять скажете, что я гадости говорю, но я все-таки упомяну еще одну возможность, наиболее вероятную для еврейки, родившейся в конце позапрошлого века, - шили бы помаленьку, где-нибудь в Бердичеве. И может быть там бы Вас петлюровец и рубанул шашкой. А пережили бы - может и в институт поступили бы. А может так и продолжали бы шить помаленьку.

Date: 2016-03-09 01:58 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Не катит. Все тогдашние еврейки с самостоятельным характером оттуда ушли. Все. И даже некоторые с не таким самостоятельным. Мой отец родился в Дубровно в Белоруссии, в 1901 году. Он кончил гимназию и ушёл от родителей - как тысячи других. Не в политику, к счастью. Но его гораздо менее самостоятельные по характеру старшая сестра и младший брат тоже кончили гимназию и тоже ушли из местечка. Был взрыв ухода из местечковой жизни в большую. Дети могли сначала ходить в хедер, но всё равно потом они уходили. Было бы интересно узнать характеристики тех, кто остался; и особенно - числа ушедших и оставшихся. Но уйти было очень легко.

Date: 2016-03-09 02:00 pm (UTC)
From: [identity profile] muh2.livejournal.com
Какой, говорите, процент ушел?

(no subject)

From: [identity profile] katyat.livejournal.com - Date: 2016-03-09 02:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2016-03-09 02:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2016-03-09 02:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bgmt.livejournal.com - Date: 2016-03-09 09:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2016-03-09 10:07 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-03-09 02:00 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
очень-очень-очень вряд ли. Ни с кем из моих предков этого не случилось. А говорите Вы несомненно гадости и сами это твёрдо знаете.

Date: 2016-03-09 04:53 pm (UTC)
From: [identity profile] albir.livejournal.com
Лен! А можно я плохое слово скажу по поводу твоего собеседника? Что хошь за это проси, но позволь, а! Ну, что тебе жалко?
А не то Розу, не то Клару зверски убили в Германии...

(no subject)

From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com - Date: 2016-03-09 06:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2016-03-09 06:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2016-03-09 07:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2016-03-09 10:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2016-03-09 10:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2016-03-09 10:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] albir.livejournal.com - Date: 2016-03-10 05:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2016-03-10 09:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] albir.livejournal.com - Date: 2016-03-10 12:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2016-03-10 01:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2016-03-10 01:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2016-03-10 02:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2016-03-10 03:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2016-03-10 03:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2016-03-10 04:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2016-03-10 05:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2016-03-11 10:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2016-03-11 10:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2016-03-11 11:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2016-03-11 01:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2016-03-11 02:23 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-03-09 02:08 pm (UTC)
From: [identity profile] katyat.livejournal.com
У меня была бабушка-еврейка, родившаяся в начале прошлого века где-то в Польше. Не шила и даже не рассматривала такой возможности.
Тут условные вероятности важны, а не среднее по Российской Империи.

Date: 2016-03-09 02:12 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
конечно!

Date: 2016-03-09 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] muh2.livejournal.com
Условные - в каком смысле? Что родились такие удачные внучки? Ну не знаю. Скорее всего - потому и родились, что бабушка ушла из местечка. А ушла, грубо говоря, случайная выборка. А тогда важно какой процент евреек, родившихся в конце прошлого века успел податься в эсеры/большевики/меньшевики. Я так думаю - процента 2, по порядку величины.

Не, ну можно, конечно считать себя лично генетически выделенным, мне не жалко. А я если бы родился в конце поза-позапрошлого века, то стал бы, несомненно, Наполеоном. И никаких санитаров.
Edited Date: 2016-03-09 02:54 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] katyat.livejournal.com - Date: 2016-03-09 03:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2016-03-09 03:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2016-03-09 03:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2016-03-09 03:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2016-03-09 04:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2016-03-09 04:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2016-03-09 04:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] muh2.livejournal.com - Date: 2016-03-09 04:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2016-03-09 06:53 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-03-09 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com
А у меня прабабушка стала акушеркой, потому что однажды увидела роды и решила, что когда вырастет, сделает всё, чтобы жензинам не было так больно. Окончила курсы в Петербурге. А её муж вообще преподавал математику в таганрогской гимназии. И оба просто из местечка. И прабабушка моего будущего дедушку на коленях умоляла, чтобы он позволил своей жене, её дочери, поолучить высшее образование.

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2016-03-09 06:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com - Date: 2016-03-10 01:41 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-03-09 04:07 pm (UTC)
From: [identity profile] krysochka.livejournal.com
Вот как мы с тобой единым фронтом! :) Только Роза никак не "варшавская", она из Замостья, это от Варшавы далеко (ну, примерно как меня москвичкой назвать).

Нет, она не фанатичка, конечно, а интеллектуалка. Если бы она не погибла в 19 году, позднее в Советском Союзе её бы не почитали, а совсем наоборот, считали кем-то вроде Троцкого, потому что она бы сильно не одобрила военный коммунизм и прочие кровавые завихрения "диктатуры пролетариата".

Date: 2016-03-09 04:18 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
В вики французской написано, что когда ей было 3, они переехали в Варшаву, что у отца дела не очень хорошо шли, поэтому.

Да уж конечно, если б её не убили, в советской пантеоне её бы не было.

С советским пантеоном вообще так - Урицкий - Володарский проживи чуть подольше - чистые троцкисты, и расстрела им бы не миновать, а так Урицкий стал телевизоным заводом, а Володарский - мостом.

Date: 2016-03-09 10:31 pm (UTC)
From: [identity profile] krysochka.livejournal.com
Да, "повезло" товарищам.

Date: 2016-03-09 04:11 pm (UTC)
From: [identity profile] krysochka.livejournal.com
А я, если бы родилась в "своей семье" в конце позапрошлого века, может, занималась бы образованием и просвещением (как моя двоюродная прабабка), но кончилось бы всё очень плохо по-любому, как с ними всеми.

Date: 2016-03-09 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Ох, как с ними всеми, конечно... Но ты хоть занималась бы хорошим, а я, боюсь, нет... Вот разве что эмигрировала б

(no subject)

From: [identity profile] krysochka.livejournal.com - Date: 2016-03-09 10:32 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-03-09 04:18 pm (UTC)
From: [identity profile] ny-quant.livejournal.com

А мне вчера рассказали об огромной роли, которую сыграли женские демонстрации в февральской революции. Якобы именно поэтому придумали 8 марта. Так учили истории в одном из маленьких либеральных колледжей в новой Англии.

Date: 2016-03-09 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Дык судя по всему правда никто не знает точно - откуда

Date: 2016-03-09 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] lemaet.livejournal.com
Интересно, что не только Ильич закончил гимназию с золотой медалью. В бабушкиной семье из пяти ее сестер и братьев четверо. В Тифлисе . А потом бабушка в Сорбонне выучилась на юриста. А ее двое сестер учились в Швейцарии. И все вернулись в Россию. Бабушка юристом не стала, хотя дважды пыталась подтвердить диплом. Педагог по какому- то профилирующему предмету ей дважды ставил тройку, хотя она закончила юрфак в Сорбонне с отличием.
Он ей сказал прямым текстом, что никогда не поставит пятерки ей- женщине и еврейке.
А она была бы хорошим юристом. Стала учительницей французского, потом работала в архиве Исторического музея- разбирала письма декабристов. Пока Сталин не закрыл эту тему.
А сестры ее были репрессированы.
Да.

Date: 2016-03-09 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Разбирать письма декабристов, небось, интересно было

(no subject)

From: [identity profile] lemaet.livejournal.com - Date: 2016-03-09 07:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2016-03-09 08:14 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-03-09 10:15 pm (UTC)
From: [identity profile] sail2ithaki.livejournal.com
Вообще-то была еще такая Luise Zietz, в девичестве Körner, депутат Рейхстага.

Date: 2016-03-11 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Ну да

Date: 2016-03-11 05:31 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_m_u_/
Увлекательная тема и комментарии. В Харькове родном, разумеется, и Роза почтена площадью и Клара улицей. Правда, площадь уже там развенчали и стала она по-дореволюционному Павловской.
По поводу диспута. Родной брат деда уехал в Америку, там у них родился сын, ставший летчиком и погибший во второй мировой. Дед, к сожалению, остался по настоянию его матери. Бабушка закончила акушерские курсы, но работать не стала. Шить тоже.

Date: 2016-03-11 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Ну вот, тоже за всем этим самых разных историй...

February 2026

S M T W T F S
12345 67
89 1011121314
151617 18192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 19th, 2026 11:46 am
Powered by Dreamwidth Studios