Для [livejournal.com profile] gasterea.

Dec. 19th, 2008 11:00 am
mbla: (Default)
[personal profile] mbla
У французов, как известно, очень свирепые детские песенки. На весёлые мотивы распевают они ужасающее. Жаворонку объясняют, как его ощиплют, в песенке про кораблик жизнерадостный припев – «и утонули все».

Но наверно, самая замечательная история – про двух детей, которые вечером зимой замёрзшие постучались к мяснику. Мясник их хорошо принял и засолил в бочке, разрезав на куски.

Но на этой грустной ноте не закончилось повествование. Через некоторое время к мяснику заглянул святой Николай. Он извлёк детишек из бочки, кусочки сложил, и стали они как новенькие. Ну, а мясника слегка пожурил.

Существует точка зрения, её во «Французских тетрадях» Эренбург излагает, и где-то Виктор Некрасов об этом же говорит – что французское душевное здоровье, природное отсутствие тяжести и умеренность в проявлениях агрессивности связаны с тем, что в детстве они наслушались таких вот песенок.

Мне это кажется крайне убедительным. Именно это сочетание весёлого мотивчика и игрушечности ужасов – хорошая прививка. Вспомнила, как в Ленинграде обвалился дом – чудовищная была история в моём детстве. Дом в центре города, предназначенный на кап. ремонт, рухнул в одночасье. Дело было поздней весной, вскоре после этого мы большой толпой с кучей барахла ехали на дачу в Усть-Нарву в автобусе, принадлежавшем мариинскому театру – мама договорилась с шофёром, и он нас отвёз.

По дороге взрослые обсуждали, смеясь, этот рухнувший дом – пытались решить, на каком этаже лучше находиться, когда дом падает. По-моему, у такого рода болтовни та же роль, что и у свирепых песенок, и у некоторых выраженно еврейских прибауток – «Боря, не трогай папу за нос и вообще отойди от гроба», «Умер-шмумер – был бы здоровенький!»

...

Святой Николай, который приходит к детям за пару недель до Рождества, путешествует не один. Их трое – святой Николай, ослик с мешком подарков и le père Fouetard. Père Fouetard – человек серьёзный, даже имя его происходит от слова «кнут». Но непослушных детей он бьёт не кнутом, а молоточком – наверно, всё-таки не по голове. Самое обидное, что, как мне объяснили друзья-коллеги, то бишь информатики – ситуация бинарная. Нет такого, чтоб в чём-то ребёнок был хорош и получил за это подарок, а в чём-то провинился, вследствие чего был ударен молоточком – нет – либо конфета, либо молоток.

В надежде на подарки надо не забыть выставить на порог тапочки. Приходит троица ночью, и на кухонном столе нужно обязательно оставить им, чем подкрепиться – Николаю – стакан воды, ослику – морковку, ну а Перу Фуэтару – что бы вы думали – стакан водки! Правда, некоторые говорят, что Николай и стаканчик вина выпьет, если поставят...

Когда я услышала эту историю, я спросила, откуда же взялся le Père Fouetard. И получила ответ – а это тот самый мясник, который когда-то деток в бочечке засолил...

....

« Le fils du roi, tu es méchant, tu as tué mon canard blanc… »

Date: 2008-12-19 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com
Архетипический образ дезинтегрирующей смерти, связанный с самыми тёмными днями в году, умиранием солярного божества и последующим его воскресением.

Спасибо за подсказку - собираю для книги.

Date: 2008-12-19 11:31 am (UTC)
From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com
Дочечка Змея Горыныча
Кажется, думает ИИначе!

Date: 2008-12-19 11:47 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
рада, если пригодилось

Date: 2008-12-19 10:31 am (UTC)
From: [identity profile] kit100.livejournal.com
"...Представьте себе, представьта себе - и съела кузнеца!"
Как раз, на днях размышлял, правильно ли это?

Date: 2008-12-19 11:32 am (UTC)
From: [identity profile] tarzanissimo.livejournal.com
Хочешь жни, а хочешькуй....

Date: 2008-12-19 11:48 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Кстати, эта песенка на мой взгляд единственный близкий пример к французским

Date: 2008-12-19 10:34 am (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
"d'avoir tué mon canard blanc", а не "tu as tué"! Русский синтаксический фильтр работает...

Date: 2008-12-19 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] gasterea.livejournal.com
Занудаааааа :-)

Это, между прочим, фр. сайт:

http://www.0-5ans.com/menu_Paroles-de-chansons_Mois_Decembre.html

Visa le noir, tua le blanc.

Oh ! fils du roi tu es méchant.



Oh ! fils du roi tu es méchant.

Tu as tué mon canard blanc.



Tu as tué mon canard blanc.

Par-dessous l'aile, il perd son sang.


и он там не один такой. Упрощение свойствено не только неместным.

(no subject)

From: [identity profile] bgmt.livejournal.com - Date: 2008-12-19 04:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gasterea.livejournal.com - Date: 2008-12-19 06:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] poor-old-eeyore.livejournal.com - Date: 2008-12-19 06:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gasterea.livejournal.com - Date: 2008-12-19 06:04 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-12-19 10:36 am (UTC)
From: [identity profile] olixsuper.livejournal.com
Я давно подозревала, что во французком менталитете что-то неуловимое и отличное от других. Но ведь это так похоже на русский!
"в траве сидел кузнечик.., которому пришел конец" , а про маленького мальчика, который всем наносит вред бесконечная поэма? ;)) "Маленький мальчик нашел пулемет - больше в деревне никто не живёт!". А моя бабушка нас с братом учила сценке, про волка и овечек, где он всех съедает: "Уж я смерть твоя, уж я съем тебя!".

Date: 2008-12-19 11:50 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Ну, про "девочка в поле гранату нашла" - это современное, и это существенно. И это чернуха. А французское - это лирические песенки. И старые классические. То есть если взять диск фрагцузских детских песенок, то такое и получится - при этом выполненное в исключитеьно лирическом ключе. Эмоционально иное.

Date: 2008-12-19 11:06 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_m_u_/
Ну и сказки такие же - если взять хотя бы того же Перро неадаптированного.

Date: 2008-12-19 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] akubrik.livejournal.com
"Принесли его домой..." Эта ложь - еще одна причина 17-го, тиража фуэтаров. А сейчас - мультяшность.

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2008-12-19 11:52 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-12-19 11:31 am (UTC)
From: [identity profile] li-c.livejournal.com
Я эти песенки — про Николая, про кораблик — тоже знаю с детства, и где, черт возьми, отсутствие ярко выраженной агрессии?!
Вообще это как курица и яйцо — то ли душевное здоровье от песенок, то ли песенки такие от душевного здоровья:) Взаимозависимы.

Date: 2008-12-20 12:02 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
А откуда с детства? Из французской школы? Взаимозависимы - да - а найти начало никогда нельзя. Может быть, Рабле, но ведь и он откуда-то.

(no subject)

From: [identity profile] li-c.livejournal.com - Date: 2008-12-20 11:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2008-12-20 04:59 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-12-19 02:17 pm (UTC)
From: [identity profile] crivelli.livejournal.com
Мне кажется, такого рода фольклор есть во всех культурах. Странно приписывать французское душевное здоровье этим песенкам. Откуда же тогда российское душевное нездоровье, когда полно и песенок, и стишков подобного содержания?

Date: 2008-12-19 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Ну где полно песенок?
Стишки появились недавно (девочка в поле гранату нашла) и относятся к чёрному юмору, а не к детским песенкам. Во Франции это именно детские песенки, их поют детям, их повторяют дети, это основной пласт, а не полусюр.
Нет, я не знаю такого явления не только по-русски, но и по-английски.
Это весело, а не просто смешно. Это в большинстве мелодий мажорно. Тут нет никакого подспудного изуверства, которое ярко светится в частушках про тапочки в ряд.
Это то, что позволяет на всё взглянуть со стороны и чуть сверху - да в жисть не было ничего подобного в ужас как серьёзной России.

(no subject)

From: [identity profile] crivelli.livejournal.com - Date: 2008-12-19 04:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bgmt.livejournal.com - Date: 2008-12-19 04:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bgmt.livejournal.com - Date: 2008-12-19 04:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] crivelli.livejournal.com - Date: 2008-12-19 04:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2008-12-20 12:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2008-12-20 12:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2008-12-20 12:17 am (UTC) - Expand

Date: 2008-12-19 03:35 pm (UTC)
From: [identity profile] ilya-dogolazky.livejournal.com
Николаус приходит к немецким детям 6-го декабря (так что он не дед Мороз, ни в одном глазу), на нём нет красной шубы из рекламы Кока-Колы (то есть попросту говоря, он отнюдь не Санта-Клаус). У него есть подручный, заплечных дел Meister по имени Knecht Ruprecht. Он носит мешок вкусностей (пряники там всякие, мандарины), а за поясом у него плётка. Николаус спрашивает ребёнка --- bist du brav und artig gewesen? И ежели значит киндеры недостаточно брав гевезены, то достаётся им от кнехта Рупрехта плёткой вместо мандаринок (тут надо отметить, что прилагательное "brav", которое как раз и встречается в заглавии романа про солдата Швейка, не имеет никакого отношения к слову "бравый" в переводе этого заглавия на русский).

В детстве у меня была дореволюционная книга про Макса и Морица, перевод в стихах с немецкого, смешная до судорог. Ребята эти были изрядными садистами и мерзавцами, но и кончили соответственно плохо: попались при попытке стебануться над мельником и были заживо размолоты на мельнице, а их останки съели гуси (тоже как-то от них пострадавшие ранее). Кроме этого Вильгельм Буш много чего ещё написал, но всё какую-то скучную муру, никакого садизма и расчленёнки.

Наверное вы правы, что игрушечные ужасы хороши. А вот если мы рассмотрим библейские ужасы (а их в библии порядочно, Содом и Гоморра это лишь популярные примеры, но такого добра там много), то наверное правило такое --- для кого они игрушечные, тому здоровья прибавляют, а вот кто в это дело действительно верит как в программу "Время", то дело швах с душевным здоровьем... Ну и соответственно кто содом и гоморру каждый день за окном видит тоже ;-(

Date: 2008-12-20 12:40 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Вот-вот-вот. Не только к французским детям Фуэтар приходит. Но всё-таки у французов лучше - у них и ослик, и морковка. Про Швейка очень интересно, не знала.

Что до библейских ужасов - конечно. У меня был приятель швейцарец, выросший в деревне, отец у него лесоруб. А он пошёл учиться на философа. Так вот был он воинствующим атеистом, ненавидел всё, имеющее к религии отношение, потому как в детстве шагал зимой по снегу в школу и думал про то, что вот опоздает и буду его черти жарить на раскалённой сковороде.

(no subject)

From: [identity profile] ilya-dogolazky.livejournal.com - Date: 2008-12-23 05:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2008-12-23 06:39 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-12-19 04:03 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Читая комментарии, я вижу, что передать явление в контексте не удаётся. Его проецируют на известное, и получается совсем другое. Как этому помочь, я не знаю.

Date: 2008-12-19 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] gasterea.livejournal.com
В Англии очень даже поют. А у нас, ты прав, пока рокеры не появились ничего такого не было. Но зато маленькие дети начали активно любить панков, вроде как у Короля и Шута как раз вполне малолетняя аудитория, часто еще до-тинейджерская.

(no subject)

From: [identity profile] krysochka.livejournal.com - Date: 2008-12-19 04:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2008-12-20 12:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] krysochka.livejournal.com - Date: 2008-12-20 12:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bgmt.livejournal.com - Date: 2008-12-19 04:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gasterea.livejournal.com - Date: 2008-12-19 04:12 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-12-19 04:04 pm (UTC)
From: [identity profile] gasterea.livejournal.com
Ну отлично, спасибо! Вот как мясник, значит, отрабатывает.

Но детской чернухи все же, мне кажется, во всех культурах полно, тот же Беллок и nursery rhymes (three blind mice хоть возьми) или наши прочно ушедшие в народ стишки про маленького мальчика, который нашел пулемет и больше в деревне никто не живет. Кстати, из всех наших детских анекдотов на эту тему я больше всего люблю: "папа не для того повесился, чтоб ты на нем качался, а для того чтоб дома тихо было"

Date: 2008-12-19 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Да ведь именно в том-то и дело, что ЭТО НЕ ЧЕРНУХА! В России чернуха, в Англии наверно тоже, а во Франции нет, не чернуха, другая эмоция!

(no subject)

From: [identity profile] gasterea.livejournal.com - Date: 2008-12-19 11:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2008-12-20 12:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2008-12-20 12:34 am (UTC) - Expand

Date: 2008-12-19 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] go-away-bird.livejournal.com
помню, уже в достаточно взрослом возрасте прочла сказки братьев Гримм...."а потом их сожгли, а пепел развеяли на большой дороге..."...и так все сказки

Date: 2008-12-20 12:29 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
О да! Братья Гримм - про колбаску - не забываемая сказка

(no subject)

From: [identity profile] krysochka.livejournal.com - Date: 2008-12-20 12:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2008-12-20 01:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] krysochka.livejournal.com - Date: 2008-12-20 01:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2008-12-20 01:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] krysochka.livejournal.com - Date: 2008-12-20 01:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2008-12-20 01:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] krysochka.livejournal.com - Date: 2008-12-20 04:14 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-12-19 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] yucca.livejournal.com
А я недавно прочла современную французскую детскую сказку, не помню, как называется. Так ничего более жуткого я давно не читала. От ребенка спрятала, при том, что вообще я спокойно отношусь к разрезанию на куски и тому подобным ужастикам.

Date: 2008-12-20 12:30 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Настолько, что от Ильи спрятала... Что ж там было

(no subject)

From: [identity profile] yucca.livejournal.com - Date: 2008-12-22 05:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2008-12-23 06:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2008-12-19 08:44 pm (UTC)
From: [identity profile] kit100.livejournal.com
В русских сказках меня с младенчества царапало то, что Иван-царевич нечестно со Змеем Горынычем бился:
"Нет тебе роздыху, идолище поганое!" А сам-то роздыху просил, и получал его!

Date: 2008-12-20 12:30 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
И правда, несправедливо как

Date: 2008-12-19 08:53 pm (UTC)
From: [identity profile] kit100.livejournal.com

Из народных сказок только "колобок" и вспомнился с плохим концом. Хотя их не так уж и мало.
Исключения у всех есть, разрезали же охотники брюхо Волку, и оттуда все живые вышли! С другой стороны, бедный волк!

Date: 2008-12-19 08:56 pm (UTC)
From: [identity profile] kit100.livejournal.com
В каком-то из вариантов волка в горящую яму бросили, у него от огня брюхо и лопнуло - и все вышли!

(no subject)

From: [identity profile] mbla.livejournal.com - Date: 2008-12-20 12:31 am (UTC) - Expand

Date: 2008-12-19 11:09 pm (UTC)
From: [identity profile] veryfairytale.livejournal.com
у Шарля Перро тоже вот, говорят, оригинальные сказочки - кровищи там обалдеть сколько. я, правда, сама еще не удосужилась, но тому, кто поведал, верю на слово :)

Date: 2008-12-20 12:32 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Я знаю, что так, но сама не читала

Date: 2008-12-20 11:20 am (UTC)
From: [identity profile] sid75.livejournal.com
Мне трудно представить себе механизм выработки (извините, корявое слово) душевного здоровья на базе веселых ужастиков. Мой внук очень переживал, что лягушка съела кузнеца, плакал и просил: "не надо!" Сейчас не могу вспомнить, но было что-то еще (по-моему, в мультиках), что он тоже не мог принять. Невозможно определить, что это дало ему на будущее, но непосредственное восприятие было очень негативным.
Кстати, когда он родился, (мы еще не знали, что окажемся в Израиле, и все пойдет насмарку), я стала с первого дня говорить с ним на французском (об этом здесь:http://sid75.livejournal.com/2065.html), убаюкивала французскими стишками и песенками, и у меня был какой-то очень миролюбивый набор стишков и песенок, доставшийся мне от мадам Берт (http://sid75.livejournal.com/8604.html) из Парижа.

Date: 2008-12-20 04:56 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Я вот живу в стране, где это вроде бы происходит. Этих песенок очень много. И ещё что их отличает - они не звериные, там не про то, кто кого съел из зверей. Мне кажется, что у ребёнка сочувтсие к зверю куда большая, чем страх перед тем, что кораблик может утонуть. Зверей и правда едят, и детям очень жалко съеденных... А эти французские истории - в некотором смысле в них больше бредятины - ну вот про мясника

Date: 2008-12-20 12:25 pm (UTC)
From: [identity profile] poniashka.livejournal.com
Я вот подумала-подумала, все ж у нас пугалки. "Придет серенький волчок и ухватит за бочок (утащит во лесок)". И песни какие-то тоскливые, жалостные, щемящие. Или разбойничьи)) Я вот кручинюсь, Николу зимнего проворонила, ослику морковки не оставила, эх, голова садовая...

Date: 2008-12-20 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Да, а вот французские весёлые очень многие. Щемящие бывают. И там всегда противоречие между мотивом и текстом. И как раз все эти ужасающие истории чаще на весёлые мотивы, и они не ужастики - что-то совсем другое - игрушечное и работающее на противоречии мотива и текста

Date: 2008-12-20 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] poniashka.livejournal.com
оф топик, конечно. Наверное, про это вы уже неоднажды слышали и видели: http://www.lull.ru/ Скачивается только трейлер. А мультик по кусочкам можно глянуть так http://video.yandex.ru/search.xml?text=%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0&where=all

Date: 2008-12-20 04:50 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Видела, но не всё. Совершенно чудесный сайт.

Date: 2008-12-20 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] 9-jizney.livejournal.com
А сказки братьев Гримм??? Их неадаптированная версия, с натуралистическими подробностями всяких ужасов - это ж полная чернуха, Стивен Кинг отдыхает...

Date: 2008-12-20 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Очень трудно объяснить, но в том-то и дело, что не чернуха, что совсем другое - лирическое и игривое и смешное и всегда в противоречии с мотивом - если грустное, или страшное, то очень весёлая музыка

Date: 2008-12-21 11:05 pm (UTC)
From: [identity profile] mrka.livejournal.com
Конечно, чтоб детей-то, молотком, не подкрепившись водкой! Понятное дело, что водка нужна.
А у меня есть любимый стих про ослика.
Ослик мой, быстрей шагай!
Мы идём в далёкий край.
Что оттуда принесём?
Принесём в родимый дом
Ломтик солнечный в мешке,
Ломтик лунный в узелке.

Date: 2008-12-22 01:46 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Угу. Правильный какой ослик!

Date: 2010-10-09 09:34 am (UTC)
From: [identity profile] goujat.livejournal.com
а как называется эта песня?

Date: 2010-10-14 05:46 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Про мясника и святого Николая? "La légende de Saint Nicolas".

Вот http://paroles.abazada.com/chanson,la-legende-de-saint-nicolas,18429.htm

February 2026

S M T W T F S
12345 67
89 1011121314
151617 18192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 19th, 2026 12:43 pm
Powered by Dreamwidth Studios