mbla: (Default)
[personal profile] mbla
Пошла я по какой-то ссылке в журнал [livejournal.com profile] avva. В тот его пост, где он предлагает людям цитировать стихи ныне живущих поэтов.
Честно прочитала 34 страницы.
...

Трудно мне сформулировать, да ещё так, чтоб никого не обидеть, чтоб не залезть в бессмысленные препирательства...
Попробую с конца. Существует распространённая точка зрения, по которой дети уходят от родителей и прибиваются к бабушкам-дедушкам. От 34-х страниц у меня создалось впечатление, что 20 век читатели выкинули на помойку и протянули руку второй половине 19-го. Как когда-то работали советские поэты – будто не было 10-х-20-х годов, не было одновременно с ними пишущих Пастернака и Ахматовой, будто пришли они от Николая Алексеевича Некрасова, или вообще от Надсона с Апухтиным.
...
Дисклеймер: я вполне признаю, что Кенжеев, Цветков и Гандлевский, появившиеся в немалом количестве на этих 34-х страницах, неплохие, даже временами очень хорошие поэты.
...



В некотором роде их объединяет, условно говоря, близость к прозе. По определению из эссе Сильвии Плат. Весь 20-ый век поэзия сжимала смыслы, время, пространство – в стихах огромные пропуски, метафоричность, свободная ассоциативность, – сотворчество читателя необходимо – не передача собственного личного опыта, который может быть примерен кем-то другим, а попытка познания мира – глыбами, или штрихами, неожиданность, недостающие связи, оттого гигантская ёмкость и степени свободы – отстранённость, «человек в плаще» – попытка обобщения – голоса, уходящие в космос.

Между римскими элегиями и вселенной, которая спит положив на лапу с клещами звёзд огромное ухо, больше общего, чем между ними и той поэзией, что на 34-х страницах у аввы.

Там – хорошие ли, плохие ли, но – рассказчики. А ещё бесконечные похожие девочки – совсем неплохие, вполне стихи себе, только одна плавно перетекает в другую и в Дмитрия Быкова, эдакую супердевочку.

Кстати, на этих 34-х страницах есть стихи, которые я очень люблю – но это всегда стихи-рассказы – скажем, стихотворение Херсонского о стариках, которое и я бы непременно поместила, да и цитировала когда-то у себя в журнале. И есть стихи, которых я не знала и которые мне понравились, но всегда это стихи - прямые, со смыслом, который можно пересказать, не уходя в пересказ поэтический.

А если не рассказы, то очень часто на удивление простенькая наивная лирика. Обычно не ужасная, так, ничего себе... Иногда и неплохая, даже хорошая, но прямая, автологичная, без претензий – читай, сочувствуй, примеряй на себя.

А ещё кто-то поместил Коржавина, предварив словами, что все, кажется, забыли, что он жив, и что понятно, что Коржавин уже классик. И это зачисление Коржавина в классики, пожалуй, из самого характерного – ведь чем отличается Коржавин – именно тем, что он дальше всего от того, что стало поэзией в 20-м веке.

Есть и Евтушенко – при нём коммент, что его забыли потому, что хоть и очень талантливый человек, но подонок.
У Вознесенского как на подбор ужасные стихи – рассказ про мильён алых роз.

Очень много Юнны Мориц.

Вероника Долина.

Мне показалось, читая эти 34 страницы, что будь сейчас жив Бродский, его б особенно не приметили, ну, может, кто-нибудь привёл бы пару стихотворений.
А будь жив Асадов, удостоился бы десятка.

Многие стихи в этой подборке, – могли бы быть вполне славными текстами бардовских песни, вполне милыми сентиментальными.
...
И человек, ну, по крайней мере, десять, пишущих сейчас, прекрасно пишущих, по-разному пишущих – просто совсем отсутствуют, – нет их, не нужны. Кто-то представлен одним-двумя стишками, скромно спрятавшимися в километрах девочек и рассказов.

И характерно для этих отсутствующих, неприведённых, попавших одним-двумя маленькими стихотворениями – одно общее свойство – густота стиха, его многоплановость, пропуски, требования к работе читателя. Вроде, между собой эти люди (не хочу называть) и не похожи, но вот этим свойством похожи – наличием той поэтики, которая в русской и английской развилась в 20-м веке.

Мне за них, за этих людей, ужасно обидно – будто проваливаются они в дыру и ненужность.
Хотя часть из них наверняка скажет, что им это и неважно...

И опять я вспомнила, в который раз, про Калугина, которого выкинули как сор.

А мимо милиционера всё бегут и бегут кусты...
Page 1 of 6 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] >>

Date: 2010-03-01 09:34 am (UTC)
From: [identity profile] sentjao.livejournal.com
А Вы чему удивляетесь? Тому, что у читателей ЖЖ не очень развит поэтический вкус, зато они все любят очень поэзию, так, как они ее понимают? Ну...Ясное дело. Это же и так понятно, иначе и быть не может!

Date: 2010-03-01 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Ну а чем собственно говоря читатели жж отличаются от вообще читателей? Подозреваю, что ничем :-)))

Date: 2010-03-01 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] sentjao.livejournal.com
Конечно, ничем, только тем, что в ЖЖ публика все же в основном городская, минимально компьютерно грамотная и умеет не только поставить подпись, но и написать какой-то текст. Т.е., в общем, та самая читающая публика, носительница среднего вкуса.

Date: 2010-03-01 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
да конечно

Date: 2010-03-01 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] duchelub.livejournal.com
Неее, 34 стр. я не осилю.

Напуржило

Date: 2010-03-01 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] koshkodil.livejournal.com
Я тоже почитала эти тридцать с гаком страниц комментариев. Чувство, что нырнула башкой в глубокий снег и с трудом пробиваюсь в глубину, - где жемчужинка блеснет, где изумрудик, а где тигриный глаз или обсидан, - но все больше снег.
Когда avva кинул клич, я задумалась, но, не сумев отдать предочтение никому из сонма любимых поэтов, от комментирования воздержалась. Не антологию же целую туда помещать!

Date: 2010-03-01 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] isl.livejournal.com
Да, у меня похожие впечатления. Только я бы не стал пожалуй говорить о том, что рука протянута к позапрошлому веку, потому что, подозреваю, он тоже совершенно не прочтен. Скорее, тогда уж именно к советской поэзии.

Date: 2010-03-01 09:56 am (UTC)

Re: Напуржило

Date: 2010-03-01 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Я вообще-то Авву не читаю, именно по ссылке пришла, и мне не пришло в голову поучаствовать :-))))

Date: 2010-03-01 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Думаю, что Вы правы, - к советской, конечно

Date: 2010-03-01 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] savta.livejournal.com
Я воспринимаю этот пост, как продолжение твоих и васиных комментов, обращённых ко мне. И знаешь, чего мне не хватает? Не только описания того, что хорошо, а ещё и твоих любимых стихов. Немножко, а?

Date: 2010-03-01 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
но советская и взята из 19 века. Прямо. Он не прочтён этими людьми - может быть, хотя не уверен. Но он прочтён опосредованно, через советскую поэзию.

Date: 2010-03-01 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Вопрос не в статистике ("в общем"), а в том, что мы помним времена, когда читающих реальную поэзию было довольно много. Не процентно, а численно. Где они? Что с ними случилось? Сколько их сейчас на страну (включая эмиграцию) - сто? ну, тысяча? Да нет, нет тысячи, это было бы видно по обсуждениям, по раскупке, по ссылкам, по всему. Хоть где-нибудь эта тысяча себя бы проявила, но нет. А ведь были тысячи, если не десятки тысяч. Ну конечно, не те толпы, которые рвались на Вознесенского, Евтуха и Ахмадулину; но некоторая их часть, которая если и не была сильно грамотна, то всё равно чувствовала силу слова. Магию. Слова, а не только содержания - сейчас ведь всё к нему сводится, т.е. к прозе.

Date: 2010-03-01 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] isl.livejournal.com
Да, конечно. Но испорченный телефон - не лучшее средство связи. Я не думаю, что советская поэзия взяла все, что можно, у того же Некрасова.

Date: 2010-03-01 11:18 am (UTC)
From: [identity profile] isl.livejournal.com
Я в свое время пытался проверить, что с ними случилось, как Вы говорите. Для этого поискал по блогам упоминания Мандельштама, Ахматовой, Пастернака и т.д. Не скажу, что сделал какие-то однозначные выводы, но гипотеза одна появилась: они есть, но не читают ничего позднее Тарковского и Бродского. И видимо не стремятся читать, поскольку того, что уже есть, достаточно, а искать новые имена - это труд. Зачем вчитываться в неизвестного поэта, если скорее всего ничего от этого не получишь? (почему так, если это действительно так, - совершенно отдельный вопрос)

Date: 2010-03-01 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] bukvoyeditsa.livejournal.com
Если бы Бродский был жив - его бы приметили.

Date: 2010-03-01 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] jumbl.livejournal.com
Извините, что я тут комментирую, мы не знакомы... но вот это впечатление от современной (цитируемой) поэзии вообще - такая прямолинейная простота, из разряда "что вижу то пою" - оно у меня сложилось ещё раньше, до поста avva, ну и конечно усилилось весьма, после прочтения первых 10-ти страниц (дальше пока времени не хватило). Мне очень жалко, получается, что современная поэзия мне неинтересна, и поделать с этим я ничего не могу.
Вы не смогли бы, пожалуйста, привести имена хотя бы нескольких из того десятка поэтов, которых вы упоминаете? Можно стёртым комментом. Спасибо. Мне это правда важно, для себя.

Date: 2010-03-01 12:41 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Ну как сказать - Твардовский, я думаю, взял. Не во всех вещах, но и Некрасов не всюду был равно хорош.

Date: 2010-03-01 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
У меня очень много любимых стихов. Ты хочешь, чтоб я тебе мою точку отсчёта как-то показала?

Или просто что-то из сегодняшнего, что я считаю - всерьёз?

Если хочешь, могу тебе для начала просто несколько ссылок из того, что сейчас, что появляется в том же жж.

Короче, пожалуйста, несколько ссылок без табели о рангах, невпопад, то, что вспомнила, попалось.

Вот тебе i_shmael http://mbla.livejournal.com/636196.html
Вот тебе Васька http://tarzanissimo.livejournal.com/110362.html
Вот тебе Ольга Мартынова http://mbla.livejournal.com/297316.html
Вот опять i_shmael http://mbla.livejournal.com/614969.html
Вот тут crivelli http://peregrinasimilitudo.blogspot.com/
Вот ещё crivelli http://crivelli.livejournal.com/196743.html, http://community.livejournal.com/felicity_verses/47947.html
Вот iris_sibirica (Богомяков)http://iris-sibirica.livejournal.com/34020.html
http://iris-sibirica.livejournal.com/34921.html
http://iris-sibirica.livejournal.com/38195.html
http://iris-sibirica.livejournal.com/39066.html
http://iris-sibirica.livejournal.com/56258.html
http://iris-sibirica.livejournal.com/54325.html
i_shmael http://i-shmael.livejournal.com/1395259.html
http://i-shmael.livejournal.com/1388919.html
http://i-shmael.livejournal.com/1404014.html
Ещё crivelli http://polutona.ru/index.php3?show=0725232753
Олег Юрьев http://oleg-jurjew.livejournal.com/302618.html
http://oleg-jurjew.livejournal.com/297310.html
http://oleg-jurjew.livejournal.com/290647.html
http://oleg-jurjew.livejournal.com/290090.html

А вот тут albir, прыгнувший на совсем другой уровень, чем обычно
http://albir.livejournal.com/350509.html

Илья Лапин
http://isl-verses.livejournal.com/

Много i_shmael
http://i-shmael.livejournal.com/tag/%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8

У Васьки, к сожалению, нет тэгов
Но вот ещё несколько
http://tarzanissimo.livejournal.com/106714.html
http://tarzanissimo.livejournal.com/103716.html
http://tarzanissimo.livejournal.com/103246.html
http://tarzanissimo.livejournal.com/101853.html
http://tarzanissimo.livejournal.com/94604.html
http://tarzanissimo.livejournal.com/94270.html?mode=reply
http://tarzanissimo.livejournal.com/92850.html

В общем, смотри - тут только совсем сегодняшнее, тут только то, что появлялось в том же жж, а есть люди, которые в жж, как ты понимаешь, не печатаются. Тут очень много упущений, есть люди, к которым я тебя просто отправила по тэгу "стихи", есть ссылки на конкретные посты. Все эти люди, пишущие сегодня, находятся внутри того, что я называю поэзией. Не всё тут любимое, естественно, и многое из того, что у этих же людей любимо, и, может, больше того, на что я дала ссылку, осталось за кадром, просто потому, что у меня бардак, что-то было под закладкой, но я уже несколько лет закладок не ставлю...

Ну, а если ты хочешь любимое вне сегодняшнего дня, это отдельный разговор.

Главные для меня Мандельштам-Пастернак-Бродский - на первый-второй-третий предпочитаю не рассчитывать - зависит от настроения.

Date: 2010-03-01 12:50 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Ну, это у нас схоластический будет разговор. :-))) Мне кажется, что раннего бы ещё, может, да, а позднего - по-моему, так и нет, но правда, доказательств в таком деле быть не может.

Date: 2010-03-01 12:51 pm (UTC)
From: [identity profile] bgmt.livejournal.com
Раннего - ещё может быть. Ранний действовал чистым волшебством, и хотелось бы верить, что это волшебство действовало бы и сейчас. Хотя вовсе не факт, нынче времена, которые Чуковский охарактеризовал фразой "акулов не бывает". Но поздний? Да помилуйте. Там же думать надо (в раннем тоже лучше бы, но можно было и просто поддаться - "снег летит, снег летит на карниз..."). Он и в лучшую пору был в реальности поэтом для скольких-то там тысяч, а вовсе не для всех тех, кто поднял его на щит после нобелевки.
Я допускаю, что сейчас бы приметили Ахматову. Она имеет поверхностный слой, доступный каждому. У Мандельштама не было бы просто никаких шансов. У Бродского тем более. У Пастернака взяли бы что-нибудь попроще и покрасивее.

Date: 2010-03-01 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
А разве чтоб комментировать, нужно быть знакомыми? :-))))

Ну, вот посмотрите, я Савте чего-то накидала http://mbla.livejournal.com/638530.html?thread=25618242#t25618242

Date: 2010-03-01 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Конечно, не всё совсем, поэтому я заговорила скорее об Апухтине и Надсоне

Date: 2010-03-01 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] krokodilovna.livejournal.com
С последним предложением полностью согласна, а ссылки обязательно прочитаю - я современную поэзию практически не знаю, можно сказать. Спасибо, девочки!)

Date: 2010-03-01 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] mbla.livejournal.com
Подозреваю, что Вы тут правы. И эти имена новые погребены в такой куче даже и не плохих, а именно средних стихов. И люди не разгребают. Ведь от чтения этих 34-х страниц на ушах виснет туман такой - читаешь - ну да, вроде и ничего, притупляется зрение...
Page 1 of 6 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] >>

February 2026

S M T W T F S
12345 67
89 1011121314
151617 18192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 19th, 2026 06:49 pm
Powered by Dreamwidth Studios